]]>
]]>

RoboCop, 1987

Алекс Мёрфи - полицейский, убитый бандитами в первый же день после перевода в новый участок. Корпорация, ищущая возможность сделать полицию прибыльной, создает из останков Мёрфи киборга: робота-полицейского, призванного защищать закон, но не трогать членов самой корпорации...

Режиссер: Пол Верховен

В ролях: Питер Уэллер, Нэнси Аллен, Дэн О’Херлихи, Ронни Кокс, Кертвуд Смит, Мигель Феррер, Роберт Дукуй, Рэй Уайз, Фелтон Перри, Пол МакКрейн

Пересмотреть историю робота-полицейского полезно хотя бы потому, что она нисколько не устарела - фильм, скорее. стал популярнее. И теперь, наконец, его сюжет видится в правильном свете - мишура фантастического боевика слетает, привкус философствований на тему человека и машины слабеет... И остается то, что в чем Верховен всегда был силен - жестокая сатира, мишенью которой выбраны бездушные корпорации и эффективные менеджеры. В дальнейшем обсуждении будут, вестимо, СПОЙЛЕРЫ, но, ребята - речь, все-таки, о классическом фильме снятом больше четверти века назад.

С самого начала нас настраивают на нужный лад: новостные выпуски, в которых ведущие-бодрячки едва ли не радостно вещают о смертях и насилии... Корпорация, в которой презентация робота заканчивается убийством - и это называют лишь "недоработкой", мелочью, которую стоит устранить. Важен ведь не расстрел невиновного - один из героев прямо говорит: "У меня уже был готов военный контракт, так какая разница, как он работает". 

Более того, на том же совещании звучат любопытные слова "мы смогли сделать прибыльной любую сферу". И вот эта корпорация берется за полицию - и на первом же выезде, сцепившись с опасными бандитами, герои слышат: "подкрепление через 15 минут, подкрепление через 20 минут"... По сути, работа-то парализована.... Ничего не напоминает?

Более того: в героя оказалась вшита еще одна директива: не трогать сотрудников корпорации. И  вот - поистине великий финал: корпоративная крыса, в попытке подсидеть начальство, замутившая всю основную интригу, захватывает своего босса в заложники. И слышит слова, которые здесь оказываются даже более смертоносными чем "Мое кунг-фу лучше твоего" в китайском боевике. Эти слова.... "Ты уволен". 

На фоне этих мотивов, которые действительно являются сюжетообразующими, вялая история отношений с напарницей -чистой воды обходной маневр, позволяющий сделать вид, что мы тут "про любовь снимаем, какая сатира?" В ответ так и хочется спросить: а вам правда кажется, что у героя с напарницей был роман? У едва знакомых людей? Напарников на один день? Во всех ее действиях - чистейшее сочувствие коллеге, с которым она едва успела познакомиться и который погиб у нее на руках. Да посмотрите, наконец, на нее: внимание на фигуре никогда не акцентируется, попыток раздеть героиню нет и в помине (это у Верховена-то, ага!), да и сама актриса больше похожа на хомячка, чем на предмет сексуальных фантазий. Более того: на эту роль планировались Мэрил Стрип, Сьюзен Сарандон - прекрасные актрисы, но опять-таки далеко не обладательницы внешности "типичной красотки". Даже в японской постебушке "Цельнометаллический якудза" от культового Такаши Миике  - и то гораздо больше внимания уделяется и человечности героя вообще, и его взаимоотношениям с героиней в частности. 

Даже фирменное насилие Верховена здесь выглядит именно дымовой завесой: фантастический боевик, не обращайте внимания, нет в нем никакого двойного дна... Суть фильма, его сердце - именно в жгучей сатире на корпорации.

Что касается любимого определения "философский боевик о границе между человеком и машиной"... Ой, не смешите меня. Ну, есть там такой мотив - на глубоко заднем плане. Но вот, что я вам скажу: пересмотрите "Терминатор 2" в финале которого зрители ревели, жалея робота-самоубийцу... Перечитайте "Мечтают ли роботы об электроовцах"  гениального Филипа Дика... А потом вернитесь к "Робокопу" и сравните: этот мотив в нем правда настолько же важен, как и в двух указанных "коллегах по жанру"? Мне так не кажется.

Ну и напоследок: по поводу хваленной оригинальности. Источники вдохновения здесь даже не особенно прячут. Комикс о Железном Человеке мелькает прямо в кадре, дизайн костюма робокопа вдохновлен героем японского сериала... Да и сама идея пришла в голову сценаристу, который проходил мимо съемочной площадки "Бегущего по лезвию". Другой вопрос, что собраны все эти компоненты воедино действительно довольно оригинально - настолько, что отзвуки этого фильма слышны до сих пор: в сериале "Почти человек", например, встречаются заимствования не только общей идеи, но и сюжетных ходов: истории с презентацией, которая закончилась резней, например. 

В целом, как показал пересмотр - "Робокоп" до сих пор остается заслуженной классикой, хотя и не совсем верно понятой. Хотя, пожалуй, лучшим фильмом Верховена я бы его не назвал. 

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us

  • Комментариев: 0

  • Вконтакте

  • Facebook

    Оставьте комментарий!

    grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

    Комментарий будет опубликован после проверки

    Имя и сайт используются только при регистрации

    (обязательно)