Роберт Линн Асприн - МИФОтолкования

24 июня 2013 г.Просмотров: 2622RSS
Рубрики: Книги » ОбзорыМетки: ,
]]>
]]>

Robert Asprin - Myth Conceptions, 1980

Ааз и Скив уже решили превратить бывший трактир Иштвана в свою базу, но тут им поступило предложение, от которого они не смогли отказаться: место придворного мага... Кто же знал, что первым заданием станет схватка с самой большой армией мира...

Первый роман цикла, похоже, был едва ли не результатом импровизации: чувствовалось что-то такое в его ритме, языке, атмосфере... Второй, по счастью, стал не повторением пройденного, а его развитием. Причем ощутимо это едва ли не на любом уровне: к примеру, мир, в котором действуют герои изрядно расширился. "Еще один прекрасный МИФ" знакомил нас с самой концепцией демонов (демонстратор измерений, житель параллельного мира) и предъявлял нам три  демонические расы: извергов (Ааз), бесов и деволов, то уже во второй книге цикла нас поджидают новые виды, и немало. Что гораздо важнее, в первой книге герои действуют в своего рода вакууме: все персонажи, вовлеченные в сюжет - или демоны или люди, которые с ним постоянно взаимодействуют. Понимаете? Представьте себе криминальный фильм, где показаны только преступники и полицейские -  а обычных граждан попросту нет. В первом романе цикла Асприн проделал схожую операцию. Теперь же его персонажи выходят в широкий мир: здесь и королевский двор, и враждебная армия и даже эпизодические появления "простого люда". При этом, если вдуматься, то поразишься простому факту: при огромном количестве измерений, в самом мире МИФов царит атмосфера славной такой коммунальной квартиры: здесь все друг друга знают. Не успел Скив познакомиться с двумя новыми демонами (Аяксом и Гусом), как выяснилось, что Танда знает их обоих, а Ааз - только второго. Этакая теория пяти рукопожатий: учитывая потенциально бесконечное количество миров, это выглядит не слишком логично, но зато очень уютно.

Сюжет стал несколько сложнее, может быть, даже увлекательнее - хотя после первого десятка перечитываний как раз на него обращаешь меньше внимания. На этот раз наибольшее удовлетворение я получал, отслеживая один из сквозных микро-сюжетов романа: историю с гремлином - помните, Ааз еще в первом романе заявил, что их не бывает. 

Интересно, что именно отсюда начинается  любопытное жанровое смещение: исходный роман был произведением чисто юмористическим, пародийным - но уже во втором романе цикла появились элементы "романа взросления". Скив очень быстро развивается сам по себе: обратите внимание, к примеру, на его поведение с Аяксом. Сюжетная линия этого героя, на мой вкус, едва ли не самая яркая часть романа. К тому же, с ним довольно часто ведут философские "беседы за жизнь" - при этом автор умудряется не утяжелять ими книгу, а напротив: каждая такая беседа работает и на восприятие книги читателем вообще, и на сюжет в частности.

Возвращаясь к языку: стилистически вторая книга цикла не близка к первой, она написана бойко, почти разговорно, но это речь человека довольно-таки образованного, на мой вкус. Самое забавное, что слэнговые элементы, легкая неправильность речи, искажение произношения - снова появляются, но на этот раз подобным образом изъясняется не Ааз, а демоны вообще. Причем такой склад речи появляется и исчезает без какой-либо логики - или, во всяком случае, мне ее отследить не удалось, но чаще всего эти особенности проявлялись в речи Аякса. 

Словом, книгами Роберта Линна Асприна я не устаю восхищаться уже более двадцати лет - и этот роман не исключение. 

Купить книги Роберта Асприна 

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us