Роберт Хайнлайн - Дети Мафусаила

10 ноября 2012 г.Просмотров: 1909RSS Обсудить
Рубрики: Книги » ОбзорыМетки: ,
]]>
]]>

Robert A. Heinlein - Methuselah's Children

Общественный фонд Говарда был создан для поддержания долгожителей и браков между ними. Члены так называемых "Семей Говарда" живут по полторы-две сотни лет, а возможно и дольше. Но решение раскрыть человечеству правду о своем существовании было неудачным - и теперь Семьям приходиться бежать в космос. 

Этот роман - часть огромного цикла Хайнлайна известного как "История будущего" и, одновременно,  первая книга цикла о Лазарусе Лонге, старейшем жителе Земли и одном из самых любимых персонажей автора. Так уж вышло,что на сайте уже обозревались более поздние книги цикла - "Достаточно времени для любви" и "Уплыть за закат" , но, что самое смешное, хронология внутренних событий отличается от хронологии написания. "Дети Мафусаила" знакомят нас со зрелостью персонажа, тогда как две другие книги - с детством и юностью. Так же в цикл входит и "Кот, проходивший сквозь стены", но там Лазарус, скорее, эпизодический персонаж. Попутно критики считают книгу частью так называемого цикла "Мир как миф",  в основе которого лежат идеи, сходные с концепциями Роберта Антона Уилсона .

С одной стороны, это наименее провокативный роман из всего цикла: это дальше герой докатится даже до соблазнения собственной матери, к примеру. Но бойцовский характер, практически неукротимое жизнелюбие и полнейшее наплевательство на так называемые общественные нормы - словом, все то, что составляет главное обаяние персонажа - уже присутствует в полной мере. 

Будущий роман первоначально выходил как цикл новелл в легендарном журнале Astounding Science Fiction - июль, август и сентябрь 1941 года. Редактор Джон Кэмпбелл утверждал, что первое название книги было "Пока злые дни не наступят" - эта цитата из Экклезиаста служила героям паролем.  Позднее Хайнлайн переработал новеллы в роман, который был издан в 1958 году.

Дата публикации первой редакции уже наводит на размышления: преследование людей, отличающихся по генетическому коду, помещение их в спецлагеря и вообще способность правительства в любой момент обернуться диктатурой, плюющей на законы - в 1941 году, мне кажется, это было довольно актуально и другой писатель смог бы написать на этой основе хоть глубоко актуальный роман, от которого писались бы мейнстримные критики, хоть разудалой боевик, который бы мгновенно купили в Голливуде. Но Хайнлайн поступает иначе, почти неприличным для профессионального писателя образом: он разбрасывается идеями. 

Деятельность героев отчетливо распадается на несколько этапов. Первый из них - вынужденное бегство с Земли, которое могло бы послужить основой для  толстой книги какого-нибудь воннегута средней руки: как же, актуальный материал, поднимающий глубокие общественные проблемы. Вторая часть книги, скитания в космосе и обустройство быта на звездолете, могла бы стать лакомым кусочком для писателя в жанре "фантастика ближнего прицела" или, на худой конец, "заклепочника" - но как раз технической составляющей Хайнлайн уделяет не так много места. Его гораздо больше интересует проблема контакта с внеземными цивилизациями и его влияния на человеческую психологию. И он дает два варианта встречи со старшими братьями по разуму: могущественная цивилизация, которая попыталась превратить людей в разумных домашних животных и мироустройство этаких логофагов, в котором все потребности людей удовлетворяются без всяких затрат труда. Оба варианта Хайнлайна, разумеется, не устраивают: для него жизнь человека это, прежде всего, свободная воля и непрерывный поиск новых вызовов, сложных задач.  и опять-таки, на материала этой части романа, другой автор написал бы отдельную книгу, а может и две. 

Ну и, наконец, возвращение на Землю, финал, который в свете философии книги выглядит закономерным: беглецы вернулись, чтобы сражаться за свое место под Солнцем своего мира.

В общем-то, у меня эта книга вызывает двойственное ощущение: здесь есть увлекательный сюжет и прекрасно выписанные герои - помимо самого Лазаруса это, к примеру, Либби, гениальный математик, который довольно часто упоминается и в последующих романах цикла. Есть отличные, свежие по тем временам, фантастические идеи и неукротимая философия Хайнлайна, бесконечно обаятельная для меня. Словом это качественное произведение любимого мастера - но, все-таки, уступающее его лучшим произведениям. Если сравнивать с большинством рядовых фантастов, то "Дети Мафусаила" - отличная книга, но сам Хайнлайн, на мой взгляд, писал и более сильные книги.

 И, кстати, обложка, которую вы видите на этой страницы, выглядит, конечно, безвкусно и никак не соотносится с содержанием романа - но принадлежит она первому отдельному изданию книги. Так что, художественной ценности нет, но историческая несомненна. 

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us

  • Комментариев: 0

  • Вконтакте

  • Facebook

    Оставьте комментарий!

    grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

    Имя и сайт используются только при регистрации

    (обязательно)