Роберт Говард - Королевство теней

25 марта 2014 г.Просмотров: 3298RSS
Рубрики: Книги » ОбзорыМетки: ,
]]>
]]>

Robert E. Howard - The Shadow Kingdom (1929)

Кулл - атлант, правитель Валузии, но он ничего не знает о тайнах этой древней земли. И только при помощи пиктов ему удалось понять, что противостоят ему древние враги всего человечества....

Думаю, что даже если бы Говард написал только эту повесть - он мог бы остаться в веках. Здесь есть едва ли не все мотивы героического фэнтези - но в сжатой, концентрированной форме. Впервые это произведение было опубликовано в культовом ныне журнале Weird Tales в августе 1929 года и стало первым опубликованным произведением о Кулле. Интересно, что хотя сам атлант и его знакомец Брул появятся в дальнейших кнгах, люди-змеи фигурируют у Говарда только здесь. А жаль - идея необыкновенно атмосферная и богатая. До сих пор помню какие огромные мурашки у меня бегали по телу много лет назад, когда я впервые читал "Королевство теней".  Собственно, именно этой мифологией и зловещими словами "Ка нама, каа лайерама" была навеяна первая написанная мной песня... Ни слова из нее, кстати, не помню. Тем не менее, Говард больше к этой теме не возвращался - зато ее подхватили в рамках так называемых "Мифов Ктулху" - ну и Джону Милиусу, для сценария того самого "Конана-варвара", с которого началась слава Арнольда Шварценеггера

Что касается типичных мотивов героического фэнтези - загибаем пальцы и не забываем, что первый рассказ о Конане появился в печати только в 1932 году. Героический варвар, который противостоит извращенной цивилизации... Колдуны, которые являются его главными противниками... Нелюди, которые маскируются под людей... Представитель враждебного племени, который становится соратником героя перед лицом нечеловеческой угрозы. Последний мотив, как мне кажется, мог отразиться даже у Толкина - припомните-ка довольно сложную динамику отношений среди героев "Содружества кольца"

Да и вообще: помимо всего прочего, Говард строит свое произведение как развернутую метафору - маски притворства, которые носят придворные, притворство самого Кулла, который вынужден вести себя как цивилизованный человек... колдовская способность принимать чужое обличье, которой обладают люди-змеи, становится частью этого ряда. 

Впрочем, в отличие от критиков, я не считаю, что метафоры сами по себе делают историю лучше. Но, в данном случае, история хорошо, а само "Королевство теней" оказывается, каким-то магическим образом, больше, чем сумма его литературных составляющих. Если кто-то при вас попробует хулить его, то заставьте его сказать: "Ка нама каа лайерама". А если не сможет... Ну, вы знаете, что Кулл делал в таких случаях. 

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us