Роберт Говард - Голуби ада

28 января 2015 г.Просмотров: 1650RSS 4
Рубрики: Книги » ОбзорыМетки:
]]>
]]>

Robert Howard - Pigeons from Hell, 1938

Двое мужчин остановились ночью в заброшенном доме. Ночью со второго этажа раздался загадочный свист  - и один из них пошел посмотреть, в чем дело... И вернулся живым мертвецом с топором в руках. Его спутнику удалось спастись и, заручившись помощью местного шерифа, вернуться в зловещий дом.

Один из лучших образчиков "южной готики" и одно из лучших произведений Роберта Говарда. Не знаю лучшего свидетельства в пользу того, что из отца-основателя героического фэнтези мог бы получится классик хоррора.

Во-первых, здесь потрясающе передана сама атмосфера американского Юга: с его смесью англо-саксонских, французских, негритянских влияний. Это соединение культуры и жестокости, приправленное мистикой вуду - неповторимо. Во-вторых, этот не слишком длинный рассказ действительно потрясающе нагнетает атмосферу страха и намертво запоминается. Первый раз я прочел его лет двадцать назад - но с тех пор помнил отдельные образы и общую атмосферу жути. 

Самое интересное в рассказе - то, что несмотря на подавляющую атмосферу, герои действуют именно как герои Говарда. Они не боятся, не застывают при столкновении с неизвестным, они готовы бороться. Более того - против жутких зомби, тем не менее, помогает и обычный пистолет. Любопытно отметить и то, что мифология зомби здесь выглядит неоднозначной: живой мертвец, прятавшийся в особняке, был превращен в зомби при помощи мрачной и таинственной магии. Но ведь сотоварищ главного героя вернулся за ним, став ожившим мертвецом буквально в несколько минут. А значит в его случае никаких замысловатых ритуалов не понадобилось. Автора, похоже, не слишком интересовали подобные нюансы и, в данном случае, я не возражаю: смак и суть истории не в этом. 

Тем интереснее, что при жизни автора этот рассказ не был опубликован - зато потом вышел все в том же журнале Weird Tales (май 1938). Компанию рассказу составили произведения Эдмонда ГамильтонаГоварда Лавкрафта и Генри Каттнера. Позднее рассказ не раз адаптировался: в качестве одного из эпизодов сериала "Триллер", например, с Борисом Карлоффом в качестве ведущего, была и пара комикс-версий. 

Словом - определенно, один из лучших образчиков жанра, с такой характеристикой согласился и сам Стивен Кинг в своей "Пляске смерти". Для современного читателя, возможно, большинство сюжетных ходов не покажутся неожиданными, но попробуйте проникнуться атмосферой этой вещи - и будете вознаграждены.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us
Комментариев: 4
    
    • Комментариев: 4

    • Вконтакте

    • Facebook

    •  Келкор | 28 января 2015 в 21:31:06
      Не знаю лучшего свидетельства в пользу того, что из отца-основателя героического фэнтези мог бы получится классик хоррора.

      А он не только «мог бы» — он и получился! grin

      Любопытно отметить и то, что мифология зомби здесь выглядит неоднозначной: живой мертвец, прятавшийся в особняке, был превращен в зомби при помощи мрачной и таинственной магии. Но ведь сотоварищ главного героя вернулся за ним, став ожившим мертвецом буквально в несколько минут. А значит в его случае никаких замысловатых ритуалов не понадобилось.

      Суть-то там в том, что как раз старуха-процентщица — она не зомби, а зувемби. Последней может быть только женщина, если верить старому Джекобу. Он же, кажется, упоминал о том, что зувемби может в свою очередь делать зомби. Так что тут у Говарда всё нормалёк.

    •  vxga | 29 января 2015 в 11:45:06

      На большой комментарий и ответить приятно. smile) Про "отца-основателя": я всего лишь имел ввиду, что влияние Говарда на хоррор все же меньше, чем у того же Лавкрафта. Но, если бы он прожил подольше и еще поработал бы в этом жанре - кто знает, кто знает.

      По мифологии: даже если зувемби может делать зомби, то, что это происходит буквально за несколько секунд - любопытно и нигде у Говарда, насколько я понимаю, не объясняется. По сути, его понимание темы зомби там, все-таки, подробно не раскрывается, да и вообще в те годы редко этим заморачивались.

    •  Келкор | 29 января 2015 в 19:22:18
      Про "отца-основателя": я всего лишь имел ввиду, что влияние Говарда на хоррор все же меньше, чем у того же Лавкрафта.

      Ну, это безусловно. Да и сомневаюсь я, что он стал бы фигурой равновеликой, всё-таки Лавкрафт всю жизнь, считай, писал только хоррор. Говард же — где только не успел себя попробовать!

      Зато он занял прежде мало кем разрабатываемую нишу — и по сей день остаётся наиболее авторитетным и влиятельным автором жанра «меч-и-магия».

      И его ужасы мне действительно очень нравятся, как и подавляющая часть творческого наследия. Так что спасибо за эти обзоры, приятно, что кто-то ещё вспоминает о других сторонах творчества Говарда, кроме вездесущего варвара!

      По сути, его понимание темы зомби там, все-таки, подробно не раскрывается, да и вообще в те годы редко этим заморачивались.

      Согласен, но атмосферности от этого рассказ не теряет.

    •  vxga | 29 января 2015 в 20:03:03

      Я и не говорил, что теряет. smile) Говарда люблю давно и нежно - при моей привычке читать в транспорте, он - один из немногих, по чьей вине я пропускал остановку. Постепенно надеюсь обозреть все его творчество, но сколько это займет времени - другой разговор. При всей известности этого автора, я считаю его ооочень недооцененным писателем, как и многих его соратников по эпохе.

    Оставьте комментарий!

    grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

    Имя и сайт используются только при регистрации

    (обязательно)