Роберт Говард - Черный Канаан

17 декабря 2014 г.Просмотров: 1412RSS
Рубрики: Книги » ОбзорыМетки:
]]>
]]>

Robert E. Howard - Black Canaan, 1936

Герой получает пугающее известие: в Канаане, откуда он родом, волнуются чернокожие рабы. Дело может дойти до бунта, а местные хорошо помнят, насколько кровавым и беспощадным было предыдущее восстание. Как оказалось, здесь замешана еще и магия...

Вы, наверное, не удивитесь, но первая публикация состоялась в журнале Weird Tales в июне 1936 года. Компанию рассказу Говарда составили, к примеру, произведения Роберта Блоха и Августа Дерлета

Этот рассказ принято относить к так называемому "Weird West" - у Говарда было несколько произведений с подобной атмосферой и сеттингом. Этот поджанр можно определить как смесь вестерна и хоррора. В случае Говарда, события происходят на Юге США, но ужас происходит не от многочисленных "реднеков", как это будет позднее с фильмами "хиксплотейшн", а от негров. 

Помните, в обзоре на рассказы о де Монтуре, я отмечал, что в них есть привкус расизма, в целом Говарду не слишком свойственного? Забудьте. Эта история написана таким "сочным" языком, что в предисловии к "дель-реевскому" собранию сочинений Говарда, сочли нужным пояснить, что этот и еще парочка рассказов "содержат язык и поведение, которые многие читатели могут счесть неудобными и оскорбительными.... Говард был продуктом своего места и времени, Юга и Юго-Запада раннего двадцатого века, и расистское поведение шло в нагрузку".  Далее автор предисловия отмечает, что в палп-журналах того времени ничем не лучше относились к индейцам, латиносам и даже шведам, но зато эти истории Говарда прекрасно написаны. Более того, далее отмечается, что Говард симпатизирует и "болотным неграм", которых держал в подчинении колдун и его подручная, но на мой взгляд, это натяжка и попытка "подсластить пилюлю" сторонникам политкорректности. Честно сказать, на мой взгляд, произведение Говарда не нуждается в этих жалких оправданиях, по одной простой причине: повествование идет от первого лица и этот герой в этих обстоятельствах смотрел бы на чернокожих именно так - и попытка "причесать" его поведение и взгляды просто убило бы всякое психологическое правдоподобие. 

В целом, именно расизм персонажа и составляет главный "нерв" рассказа: с одной стороны, герой презирает негров, считая их нецивилизованными, почти животными. С другой стороны - именно их близость к природе и ее силам и вызывает ужас персонажа. Он подспудно боится тех сил, о существовании которых белые уже забыли - если вообще знали хоть когда-то. Именно поэтому, оказавшись лицом к лицу с вуду - он оказывается бессилен. Более того - под поверхностью текста, за голосом героя, сквозит восхищение, которое сам автор испытывает перед первобытной магией этих людей. Подобные нотки будут проскальзывать и у старины Хайнлайна: вспомните появление негритянского шамана в "Магии Inc".

С точки зрения стилистики, есть в этом рассказе неуловимое сходство с военными рассказами Киплинга - с той поправкой, разумеется, что у Железного Редьярда дело происходило в Англии. 

В целом: любопытное, прекрасно читающееся до сих пор произведение. Правда, оно все-таки ближе именно к вестерну, чем к хоррору, увлекательность приключений перевешивает здесь жутковатость отдельных пассажей. Более того: при всем восхищении первобытной мощью магии, герои выходят против нее с обычным оружием... И, зная Говарда, вы, наверное, можете предположить, кто победил. 

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us