Ричард Лаймон - Во тьме

5 ноября 2013 г.Просмотров: 1980RSS
Рубрики: Книги » ОбзорыМетки: ,
]]>
]]>

Richard Laymon - In the Dark, 1994

Некто, называющий себя Мастером Игровых Развлечений, предлагает обычной библиотекарше сыграть... В посланиях, которые ей подбрасывает неизвестный затейник, содержатся зашифрованные инструкции - пойти туда-то, сделать что-либо. А кроме этих указаний  конверте лежат деньги: сначала сто долларов, потом двести - каждый раз сумма удваивается, но и задания становятся все опаснее. 

Продолжаем двигаться по списку "100 лучших романов ужасов" от наших друзей с "Зоны ужасов". На этот раз мы восстанавливаем "историческую справедливость" и обсуждаем книгу, занявшую сотое место: в прошлый раз, так уж вышло, что речь шла о романе Дина Кунца "Вторжение", обладателе 99 места. 

Итак, "Во тьме" - честно сказать, она мне понравилась даже больше, чем "Вторжение", но у них есть один общий недостаток: книги мощно стартуют, любопытно развиваются - но концовка вызывает некоторое разочарование.

Это, разумеется, не ужасы в чистом виде: читателю, пожалуй, так и не будет страшно - в том числе, и за героиню. Зато автор мастерски создает чисто сюжетное напряжение: практически на всем протяжении книги, тебе безумно интересно узнать, что же будет дальше. 

Причем, примерно к середине романа, автор выкидывает довольно любопытный фокус: до этого момента напряжение нагнетается благодаря заданиям, рискованность которых все время возрастает. Но тут, внезапно, наш затейник делает перерыв, мы просто наблюдаем за жизнью героини, за ее ожиданием нового тура... Фокус в том, что напряжение никуда не девается даже во время этой интермедии. 

Еще один любопытный прием заключается в резкой смене характера повествования. Первые задания были сравнительно безопасными, даже сама героиня отмечала, что в результате участия в игре она набрала отличную физическую форму - пусть и ценой пары синяков. Но когда ее отправляют в особняк в фешенебельном районе, где она 

Показать...

, то книга резко - и довольно неожиданно для читателя - становится мрачной, гротескной и кровавой. Словно наша библиотекарша, сама того не заметив, перешла в какой-то иной, значительно более жестокий мир. И, что самое интересное, сама изменилась в соответствии с его законами. 

С точки зрения стилистики, самое интересное в книге - это ее подчеркнутая физиологичность: все телесные ощущения героини будут описаны с впечатляющей дотошностью. Если она вспотела походу очередного задания - то, будьте уверены, Лаймон тщательно опишет как именно и по каким впадинам тела растекался пот. Если она заработала синяки - то и мы будем точно знать, где они располагались и как выглядели. На мой взгляд, вся эта подчеркнутая телесность отлично работает на книгу, делая вымышленную библиотекаршу достоверной и "живой". Тем более, что ее внутренние переживания писатель раскрывает тоже довольно подробно.

Возвращаясь к вышеупомянутому эпизоду в особняке - сдается мне что здесь и таился единственный просчет автора. Эта часть книги получилась очень мощной, захватывающей, атмосферной - и, когда после нее дело начинает двигаться к развязке, то она уже производит такого впечатления как кульминация книги. Тем более, что развязка не дает ответов на очень многие вопросы. 

По результатам первого знакомства, я совершенно точно отношу Ричарда Лаймона к списку особо интересных мне писателей - и с нетерпением жду новой встречи. Если не считать немного "слитой" концовки, то роман великолепен.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us