Ричард Лаймон - Остров

9 февраля 2014 г.Просмотров: 2793RSS
Рубрики: Книги » ОбзорыМетки: ,
]]>
]]>

Richard Laymon - Island, 1991

Парнишка, который вяло встречается с девушкой из богатой семьи, был приглашен на семейный круиз на Багамы. Но, неподалеку от острова, яхта взорвалась, путешественники оказались на необитаемом острове. И, как вскоре выяснилось, где-то рядом прячется убийца...

Судя по всему, Ричард Лаймон - писатель на редкость неровный. Если его "Во тьме" мне понравилась, не смотря на "слитую" концовку, то "Леса здесь темные" показались банальщиной по практически любым меркам. Правда, читались они все-таки неплохо. Данную книгу я поставил бы еще ниже, чем первые две упомянутых, но не все со мной согласны: в рейтинге "100 лучших романов ужасов" этот роман занял 90 место, на несколько позиций вышеупомянутые произведения того же автора. 

С одной стороны, если я правильно понял замысел автора, то роман "Остров" - практически безупречная стилизация. Он написал глазами озабоченного и закомплексованного подростка, по сути, это совершенно онанистическая история и даже сама ее композиция рассчитана на подобный эффект. Каждый раз, когда приходит пора действовать - наш герой заявляет что-то в духе "а потом произошло то-то и то-то". Причем спойлера не возникает, он ограничивается намеком на события и, вместо того, чтобы перейти к их описанию, еще несколько страниц предается пустопорожним размышлениям. Сказать, что это бесит - ничего не сказать... Если создать подобный эффект (нагнетание напряжения, а потом как можно более долгое оттягивание его разрешения) входило в задачи автора, то справился он отлично. Другой разговор, что мне, как читателю, эти его формальные упражнения особого удовольствия не доставляют.

Тем паче, что сам герой не вызывает особого сочувствия. В каком-то смысле он напоминает "Коллекционера" Джона Фаулза: тоже выписан грубоватым ничтожеством, которого писатель с холодной снисходительностью рассматривает в микроскоп. Собственно, более-менее симпатичными персонажами оказываются только двое: отец семейства и одна из девушек - остальные либо выведены, мягко говоря, странными типами, либо обрисованы довольно беглыми чертами. Впрочем, отца семейства это тоже касается: при всей своей симпатичности, герой-то довольно шаблонный.

Зато, благодаря этой стандартной фигуре "сурового, но справедливого" в начале книги возникает забавный эффект: действие напоминает даже не робинзонаду как жанр, а совершенно конкретное произведение. "Туннель в небе" Роберта Хайнлайна - такое впечатление, что Лаймон чуть ли не осознанно его пародировал: группа людей, оказавшихся отрезанными от цивилизации, они пытаются наладить быт, много времени уделяется, так сказать, динамике групповых отношений... Правда, если у Хайнлайна место "сурового, но справедливого" сразу занимает юноша, то здесь молодой человек, по большей части, фигура пассивная, едва ли не сторонний наблюдатель. 

Обратите внимание на то, что даже концовка этих двух книг отчасти пересекается.

Показать...

Словом, на мой взгляд, книга - средней руки триллер, в котором, к тому же, напрочь "слита" интрига: "неожиданных поворотов" я насчитал два, причем оба легко вычисляются заранее. Даже у самого Лаймона есть книги и поинтереснее. Интерес она может представлять разве что как довольно ехидная пародия на "роман воспитания" вообще и робинзонаду в частности. 

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us