Ричард Лаймон - Ночь в одиноком октябре

11 ноября 2015 г.Просмотров: 2153RSS
Рубрики: Книги » ОбзорыМетки:
]]>
]]>

Richard Laymon - Night in the Lonesome October, 2001 год

Richard Laymon - Night in the Lonesome October

Парень, которого бросила девушка, решает прогуляться ночью и словно попадает в новый, незнакомый и опасный мир. На ночных улицах он завяжет роман с давней знакомой, встретит девушку, которая поглотит все его мысли - и столкнется с жуткими обитателями ночи, о которых дневной мир и не подозревает.

Волшебная книга, которую я проглотил за два вечера, матерясь от желания спать - и все равно будучи неспособным бросить чтение. Ее вкрадчивая магия похожа на сам стиль Лаймона, язык, которым он писал: обманчиво простой, но затягивающий и умеющий рисовать физически ощутимые картины.

Вроде бы, в книге не происходит ничего не обычного - по большей части ее действие даже на триллер не тянет. При этом психология героев, их ощущение и их восприятие происходящего выписаны крайне точно: в чужие дома я не вламывался, но общее ощущение от ночных прогулок в ранней юности выписано весьма узнаваемо. Само это чувство - ночь и романтическое кружение по городу, прозрачность юности и смутное ощущение угрозы - так о юности умел писать, наверное, только Брэдбери, при всей несхожести этих авторов.

По сути, "движок" у книги довольно простой: персонаж попадает на незнакомую территорию и там постоянно подвергается искушениям. Ты вышел ночью на улицу - но рискнешь ли проследить за девушкой? Попал в неприятности, забравшись под мост? А рискнешь ли туда вернуться? На каждом этапе развития сюжета персонаж оказывается перед подобным выбором. Секрет книги в том, что персонаж выписан вполне реалистично, а вот выборы, которые он совершает часто напоминают, скорее, персонажей дешевых хорроров - из тех, про которых ты кричишь: "Да куда ты полез, придурок?". Удивительным образом, в "Ночи..." Лаймона это, похоже, "не баг, а фича", осознанный прием, который именно поэтому и не раздражает.

По ходу книги становится все очевиднее формула: реальные персонажи в странном, почти сюрреалистическом мире. Главные герои - вполне обычные люди, узнаваемо выписанные: к примеру, сцена совместного обеда со спорами о литературе мне доставила бездну удовольствия - именно за счет узнаваемости ситуации и даже типажей. Но, с другой стороны, в описании города и его обитателей Лаймон позволяет себе явный отход от бытописательства, понемногу вводя чисто сюрреалистические нотки: та же "старая ведьма" - персонаж явно необычной природы, почти сказочный, этакое существо, странствующее между мирами.

Сюжетные ходы тоже отличаются некоторой эээ.... непринужденностью. Это даже не рояли в кустах, а целые филармонические оркестры. И... да, как вы могли уже догадаться, это не раздражает - во всяком случае, есть ощущение, что этот эффект задуман намеренно. Хотя бы потому, что сама ритмика романа выстроена виртуозно: в начале плавное повествование о студенчестве, первой любви, беспутной юности, потом темп и красочность событий нарастают, чтобы в конце как-то незаметно и плавно перейти на территорию... триллеров категории "Б". Боевиков о маньяке из репертуара ночных грайндхаусов - вплоть до непонятных мутантов-людоедов и катаны, как орудия расправы над насильником. Где я подобное мог видеть, кстати?

Что касается натурализмов, крови и извращений... Мне попадались отзывы про "откровенность на грани порно", заставляющие сомневаться, что автор вообще читал хотя бы обычную эротику. По степени откровенности "постельных" сцен - даже средний дамский роман запросто даст фору: Лаймон необыкновенно точен как стилист и говорит ровно столько, сколько нужно, чтобы воображение читателя зажглось. Собственно, кровавых сцен касается примерно тоже самое: сказано только то, что необходимо, чтобы вы сами домыслили подробности. Виртуозно написано.

В целом - поэтичная, увлекательная, мастерски выписанная книга - давно я не получал такого удовольствия от чтения.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us