]]>
]]>

Re-Animator, 1985

Герберт Уэст - молодой и очень амбициозный студент. Он задумал победить саму смерть и научиться возвращать людей к жизни. И, кажется, у него получилось... Но есть побочные эффекты.

Режиссер: Стюарт Гордон

В ролях: Джеффри Комбс, Брюс Эбботт, Барбара Крэмптон, Дэвид Гэйл, Роберт Сэмпсон, Джерри Блэк, Кэролин Пёрди-Гордон, Питер Кент, Барбара Питерс, Йен Патрик Уильямс

Это сейчас имена Стюарта Гордона и Говарда Лавкрафта кажутся неразделимыми, а когда к режиссеру попал в руки сценарий "Реаниматора" - он вообще не был знаком с творчеством классика ужасов. Причем первоначально фильм предполагался совсем иным: телесериал из нескольких серий, черно-белый и стилизованный под классические фильмы ужасов. Если бы замысел был реализован - полагаю, Тим Бёртон мог бы и не начинать карьеру.  Прежде чем завести речь о самом фильме, отношение к которому среди поклонников жанра неоднозначно - несколько слов об актерах.

Роберт Сэмпсон, сыгравший декана, снимался у Лучио Фульчи - в великом "Городе живых мертвецов". С Гордоном он работал так же на "Роботе Джоксе" - словом, актер уважаемый. Барбара Крэмптон, его экранная дочь, и вовсе звезда хоррора: "Повелитель кукол", "Трансеры 2", "Роботы-убийцы" Джима Уайнорски . Она тоже работала с Гордоном несколько раз: "Извне", "Урод в замке", "Космические дальнобойщики".  Брюс Эббот сыграл ее жениха и, пожалуй, именно "Реаниматор" - самый громкий фильм с его участием. Зато в реальной жизни он был женат на Линде Хэмилтон, будущей звезде "Терминатора", задолго до ее брака с Джеймсом Кэмероном. Ну и, наконец, Джеффри Комбса вряд ли нужно представлять отдельно: звезда жанра в своей коронной роли, как никак. Помимо фильмов Гордона он снимался у  Питера Джексона в "Страшилах", в "Ведьмах страны Оз" , сериале "4400" - да много где. 

Что касается фильма в целом: его почти единодушно признают классикой ужасов, но, как правило, считают, что режиссер слишком далеко ушел от первоисточника. На деле, с произведением Лавкрафта не все так просто: есть подозрение, что оно задумывалось как пародия, шутка. И в этом смысле вторая половина фильма, где макабрические ужасы достигают такой концентрации, что становятся сюрреалистичными и забавными - неплохо передает иронический строй оригинала. Другой вопрос, что в произведении Лавкрафта не все читатели эту пародийность усматривают. Тем не менее, фильм и книгу объединяют далеко не только имена: к примеру, оживший труп, таскающий свою голову в саквояже - приковылял прямиком из книги, хотя согласен - обстоятельства там были несколько иными.

Тем не менее, Гордон и правда отдалился от первоисточника, но в совершенно ином смысле: он сменил фокус повествования.  Ну и, разумеется, обилие обнаженки - тоже вряд ли сойдет на следование букве Лавкрафта, в книгах которого секс словно не существовало вовсе.  Если внимательно пересмотреть фильм. то становится очевидно, что его главный герой - вовсе не Герберт Уэст, а его квартирный хозяин, герой Брюса Эббота. Он ухаживает за дочерью декана, лелеет планы получить стипендию - и все это портит именно Герберт Уэст. Его холодность и надменность сначала портит отношения между влюбленными, нарушая атмосферу в доме - а потом и вовсе ставит под угрозу обучение героя. Тем не менее, вдохновленный гениальным открытием Уэста, парень во всем ему помогает - даже рискуя карьерой и отношениями с девушкой. 

Есть и побочная сюжетная линия  о профессоре, друге декана, который положил глаз на его дочь - а попутно попытается завладеть и открытием Уэста. Заметьте, что и здесь акцент ставится скорее на его попытках вмешаться в отношениях влюбленных, чем на противостоянии с Уэстом. В конце концов Герберт разобрался с ученым мужем, охочим до присвоения чужих открытий, едва ли не моментально... А вот девушке пришлось пострадать: не так уж часто, я уверен, красоток домогается отрубленная голова папиного приятеля. 

Обратите внимание не закольцованность сюжетной линии этих героев: мы знакомимся с героем Эббота, когда он терпит поражение в попытке реанимировать женщину. А в конце фильма на том же столе, он пытается оживить уже свою возлюбленную. Таким образом, даже название "Реаниматор" может быть отнесено и к нему тоже. Не зря же книга озаглавлена "Герберт Уэст - реаниматор", но имя этого персонажа испарилось из названия фильма. 

Что касается изданий фильма на видео: якобы выходило двухдисковое издание, едва ли не полностью соответствующее зарубежной коллекционке, но лично я никогда его не видел в продаже. Не  могу даже сказать, что там с переводом бонусов. Было и пиратское издание - как раз на нем сохранились все дополнительные материалы, причем без перевода остались только комментарии. Ревнителей авторских прав успокою сразу: пиратское издание вышло на несколько лет раньше и копией лицензии не является по определению. Впрочем, его сейчас тоже отыскать не просто. 

Самое интересное, что из фильма было вырезано около получаса, что и позволило фанатам создать композитную версию. Скажу сразу, что ни одной кровавой сцены вырезано не было, в основном под нож пошли диалоги. Единственная любопытная сцена - попытка оживления героини Барбары Крэмптон: судя по всему этот эпизод предполагался кошмарным сном ее жениха. Забавная получилась сцена - и с очередной обнаженкой, к тому же. 

Кстати, этот фильм (как и многие из последующих работ Стюарта Гордона) продюсировал Чарльз Бэнд , будующий основатель Full moon - и, как почти всегда в его фильмах, композитором выступил брат продюсера, Ричард Бэнд .  Тогда еще компания называлась Empire Pictures и, по моим наблюдениям, основное отличие от фильмов будущей Full Moon заключалось в заметно большей брутальности.  Как бы то ни было, я неровно дышу к их творчеству, а "Реаниматор" - один из лучших его образчиков.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us