Рассвет мертвецов (1978, театральная версия)

]]>
]]>

Dawn of the Dead (1978, Theatrical Version)

Dawn of the Dead (1978, Theatrical Version)

"Когда в аду не останется места - мертвые пойдут по земле". И вот, это случилось, и компания из двух военных, пилота вертолета и женщины с телестанции пытается улететь с охваченных эпидемией улиц... Они находят временный приют в супермаркете, который может предоставить все необходимое - как для передышки, так и для дальнейшего пути. Вот только зомби это место тоже нравится.

Режиссер: Джордж А. Ромеро

В ролях: Дэвид Эмджи, Кен Фори, Скотт Х. Рейнигер, Гэйлен Росс, Том Савини

Этот фильм - заслуженная классика, которая отлично смотрится и в наши дни. Более того, она задала шаблон, которому жанр часто следует до их пор. И, к тому же, я люблю этот фильм. Так что, мы начинаем киномарафон - как и многие другие мои подобные мероприятия он может затянуться, но кого это беспокоит? Три версии фильма (а, может быть, и четыре) и тонны бонусов к ним - вот, что составит содержание марафона. Итак, первым будем смотреть так называемую "театральную версию". Продолжается на 127 минут, именно эта версия шла в американских кинотеатрах и сам Ромеро называл ее своей любимой. Она сравнительно популярна и в России, благо была выпущена на отличных dvd - там даже есть переведенный комментарий Джорджа Ромеро, Кристины Ромеро и Тома Савини. Только я вам этого не говорил, потому что издание пиратское. На лицензионном выходила какая-то непонятная версия фильма, скорее всего, версия Ардженто, которая в оригинале шла около 2 часов, у нас продолжается 115 минут, вероятнее всего - из-за разницы в частоте кадров. В бонусы своего варианта "Озон" записал то, что "фильм - цветной": для России могли бы и черно-белым сделать.

Когда смотришь фильм сейчас, уже далеко не впервые, бросается в глаза то, что о нем говорят много чуши. В частности, это касается пресловутого социального комментария: при большом желании его можно там обнаружить и даже посчитать интересным, но в рассказанной с экрана истории это не главное. Интересно и то, что "критика общества потребления" из фильма, во всяком случае, в этой его версии, как-то не складывается.

У фильма, если уж на то пошло, довольно интересная ритмическая структура, которая и помогает образовать комментарий - правда, несколько отличающийся от общепринятой его трактовки. Проще всего показать движение истории как борьбу порядка и хаоса. В начале фильма мы видим мир во власти эпидемии, в состоянии хаоса: даже на телестанции не знают, куда направлять людей, у них нет точной информации. Потом магазин для них становится островков порядке в море хаоса: на протяжении большей части фильма зомби его осаждают, но не могут попасть туда, куда герои не хотят их пустить. Уже здесь появляются предвестия хаоса - в вспышках "адреналинового прихода" у Роджера, который рискует, ставя новоприобретенный "порядок" под угрозу и, в конечном счете, погибая из-за собственного "куража". Окончательного развития эта тема достигает после появления байкеров - обратите внимание, что они тоже куражатся, ведут себя беспечно и вызывающе. Но, что самое интересное, в этой точке истории у героев еще есть возможность тихо отступить, прихватить свои трофеи и найти новое убежище. Но нет: на этот раз "дух куража" настигает Стивена и он - схоже с тем, как это произошло с Роджером ранее - ставит под угрозу всех и гибнет сам. А ведь могли бы спастись все трое.

Причем, если вдуматься, то в задержке в магазине, сравнительно прочном убежище с запасами еды и прочего необходимого, своя логика есть. Зомби нападают на людей, чтобы есть и не трогают других зомби. А значит, если прождать достаточно долго, чтобы зомби решили, что другой пищи здесь нет, не показываясь им на глаза, то можно предположить, что они переберутся куда-то еще, а то и вовсе передохнут. Не факт, что это сработало бы в мире Ромеро, но логика в таком поведении была бы.

Собственно, я пытаюсь показать одно: фиьм получился никакой не критикой общества потребления, он рассказывает о том, как людей, в столкновении с новым противником, губит собственная глупость и самоуверенность. По сути, "Парк Юрского периода" работает на том же "движке": люди, в сравнительно безопасном убежище и хищный противник за оградой, "за чертой хаоса", если хотите - и эти самые люди сами впускают хаос по глупости и жадности. Это не "общество потребления", на которое кивают ушлые критики, это немного другая история.

Что касается версии фильма как таковой, то мне показалось немного неровным развитие самой истории. Есть, в самом начале, хороший монтажный переход: мы видим, как в многоэтажке Роджер стреляет в голову зомби - и тут же на экране, крупным планом, откидывается голова мертвеца, но уже другого - диспечера на станции, труп которого потревожил Стивен. Как монтажный переход это красиво, не спорю, но как переход в рассказе это озадачивает: Стивен слишком резко перешел из одной локации в другую, из телестудии к вертолету. Более того, он успел встретить Фрэн. Да и остальные как-то быстро к нему присоединились: группа создалась словно сама собой. Точно так же и позднее Стивен будет показывать нуль-транспортацию: когда двое других мужчин уходят в магазин на разведку - он спит. Чуть позже он довольно шустро попадает в комнату с пультом управления, потом он уже выбирается в магазин - как он пробрался, зачем вообще пошел - лично я не до конца понял.

Вообще, если говорить о развитии отношений, то я бы сказал, что при просмотре вполне понял отношения Стивена и Фрэн (по моему ощущению, им больше всего уделено внимания) и более-менее понял историю дружбы Роджера и Питера, но вот отношения этих групп героев между собой были показаны несколько обрывочно. Посмотрите, как враждебно и недоверчиво относятся к Стивену в начале ( в конце концов, он едва не подстрелил Питера по неосторожности) - но потом он становится "почти своим", причем этот переход мне не до конца был понятен. Некоторые действия героев тоже не объяснены до конца: к примеру, за каким чертом им вообще понадобилось перегонять грузовики я понял только из разговора байкеров, гораздо позже. А в чем была задача Стивена во время этого перегона так и осталось не ясным - помочь он явно не помогал, а вот запас топлива жег.

В целом - не смотря на отдельные лакуны в повествовании, я по-прежнему люблю этот фильм: он умный, хорошо сделанный, два часа за его просмотром пролетают достаточно быстро - некоторые, более современные и более короткие фильмы мне удается высидеть с гораздо большим трудом.

Для фанатов отмечу, что эта версия фильма выходила только в пиратском издании от D2LAB, качество видео достаточно неплохое, переведен один из комментариев, которые были в оригинальном издании (второй выбросили) и интервью с Томом Савини.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us

  • Комментариев: 0

  • Вконтакте

  • Facebook

    Оставьте комментарий!

    grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

    Комментарий будет опубликован после проверки

    Имя и сайт используются только при регистрации

    (обязательно)