Район Тьмы: Сталин

]]>
]]>

Dark area: Stalin

Район Тьмы: Сталин

Старик в орденах, байкер с иконой, немолодая женщина со знаменем... Они собрались, чтобы устроить историческую акцию и показать ее на youtube. Они считают, что нам снова нужен Сталин и расстрелы.

Режиссер: Арсений Гончуков

В ролях: Александр Коньшин, Микаэл Занадворов, Алина Байкей

На самом деле, отличная получилась провокация. Ради этой серии я, пожалуй, даже нарушу одни из принципов этого сайта - не говорить о политике. Но, все-таки, меня в данном случае будет интересовать серия и только серия, и те вопросы, которые возникают изнутри ее: как они соотносятся с реальным положением дел, "в чем же правда" - лично мне не интересно и останется за рамками обсуждения.

С одной стороны, этой действительно смешная серия: сочетание "ветерана НКВД", который прославляет Сталина и байкера, который держит иконописное изображение того же вождя, обращение "православные" чуть ли не в одном предложении со сталинистской риторикой... Смесь, которая невероятно смешит, тем более, что сама постановка персонажей в кадре напоминает небезызвестный снимок, на котором байкер вещает о патриотизме. Лично мне было смотреть еще забавнее, потому что на протяжении всей сцены меня не отпускало ощущение, что Гончуков умудрился найти идеального Копыто для экранизации Панова - актеру, который действительно играл этого героя в "Тайном городе" колорита-таки не хватало. Здесь - идеальное попадание в образ: только посмотрите, как он "подголоски" старику дает.

С другой стороны, эту же сцену, при всей ее забавности, запросто можно смотреть и в другой "оптике". Дед-то ведь говорит очень страстно, искренне, в чем-то даже убедительно - не зря же среди первых отзывов на серию встречаются те, что поддерживают героя. А теперь, на минуту, представьте, что вы находитесь там. Что это перед вами он пистолетом размахивает и Сталина восхваляет - и вглядитесь еще раз в глаза актера. Если после этого вам не станет страшно - не смотря на всю забавность этой сцены - то задумайтесь о том, сколько стариков, сидящих на лавочке у вашего подъезда, могут разделять его мнение.

На самом деле, именно такие моменты, которые могут восприниматься и смешными, и страшными одновременно - и есть то, что я очень ценю в режиссуре. Вспомните великую сцену "семейного обеда" из оригинальной "Техасской резни бензопилой": там тоже сочетание кошмарных событий, которые, одновременно, воспринимаются как истерически смешные.

Великолепны, впрочем, и остальные актеры - женщина, стоявшая со знаменем: то самое идеальное состояние "не-игры", когда внешних эффектов нет, но при этом создается впечатляющий образ - в данном случае, полной и окончательной "зомбированности". Внимательный зритель отметит и возвращение героини Алины Байкей, знакомой нам по "Змеям", хотя здесь она - персонаж второго плана.

Ну и концовка... Мне кажется, что она добавлена именно для того, чтобы разозлить практически любого зрителя: история оказывается перевернутой с ног на голову и зритель ощущает дезориентацию - ту самую, мою любимую: "так что же вы хотели сказать?", "Так на чьей же стороне правда?" и даже "так что же там на самом деле произошло?". Опять-таки: среди первых же отзывов были и те, которые отрицали концовку и считали ее "альтернативной". Не знаю, на мой взгляд, именно двусмысленность, которую создает этот финал, позволяет серии уйти от прямолинейного политического выпада - и превратиться в произведение искусства.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us