Район Тьмы: Нулевой

27 ноября 2016 г.Просмотров: 1856RSS 2
Рубрики: Фильмы » ОбзорыМетки: , ,
]]>
]]>

Dark area: Man Zero

Район Тьмы: Нулевой

Обычные деревенские парни, обычный вечер... Ну, пиво кончилось - что делать? Надо пойти, у городских бабла отжать. Вот только чутье подвело зверят - жертва, которая им встретилась, была необычной.

Режиссер: Арсений Гончуков

В главной роли: Сергей Черданцев

Для Арсения Гончукова и всех задействованных в съемках эта серия была экспериментом: она снималась во время летнего лагеря, в ходе которого, собственно, подростков и собирались учить снимать кино. Этакая учебная работа, но по гамбургскому счету - предназначенная не для получения "зачета", а для выхода в эфир в составе "Района тьмы". По ходу просмотра нельзя не признать, что эксперимент удался: если не знать обстоятельств создания этого эпизода, то и не заметишь никакого изменения в качестве - серия сделана на том же крепком профессиональном уровне, что и все остальные в сериале.

Первое, что поражает, так это эффект узнавания: точно с такими же молодыми людьми доводилось встречаться и мне, и, наверное, любому моему сверстнику - ни манера говорить, ни сами подкаты почти не изменились. Другой разговор, что в реальной жизни я, например, не видел таких типажей лет пятнадцать, даже с поправкой на то, что дело происходит в деревне... Но, боюсь, это надо у современных подростков спрашивать - насколько нынешняя гопота отличается. Учитывая, что этот слой населения - едва ли не самый архаичный из возможных, не удивлюсь, если все до сих пор так и происходит, по десятилетиям накатанной схеме. По большому счету, впрочем, степень "жизненности" этих щенков не важна: типологическая их узнаваемость несомненна и отлично работает на художественный эффект.

Самый интересный аспект серии - в том, что она работает на территории вполне себе "западного", чистокровного триллера, но при этом остается вполне русским произведением, со своей особенностью - и наблюдать за этим невероятно интересно. По сути ведь, в рамках триллера базовый конфликт вполне обычен: сравнительно нормальные ребята, мелкая шпана, попались в руки реального преступника. тут можно с ходу вспомнить много примеров: и "Криминальное чтиво" (начинающие грабители в кафе нарвавшиеся на настоящих гангстеров) и "Настоящую любовь" (профессиональный киллер против обычной девчонки)... Но, при просмотре этой серии "Района тьмы" сразу понимаешь разницу. Она в поведении: если помните, в западных аналогах этой ситуации, которые я назвал, преступники остаются более или менее спокойными. Киллер рассказывает девушке каково это - убивать, но он ведет себя спокойно, чуть насмешливо - для него это технические детали, не более. Герой Джексона в "Чтиве" и вовсе успокаивает напавшую на него шпану, гасит конфликт - и, да, философствует, но, скорее, потому, что сам, еще до попадания в эту ситуацию, начал "переоценивать ценности". Но в обоих случаях "профессионалы" остаются более-менее спокойны.

В "Районе тьмы" все не так: ситуация может сколько угодно напоминать Тарантино, но сама атмосфера - это уже, скорее, Достоевский. Киллер подумал, что случайная встреча поможет ему разрешить экзистенциальные вопросы - и психует, когда оказалось, что эти ребята ни на что подобное, кажется, не способны. Интересно и то, что он не убивает их сразу, а оставляет агонизировать - в попытке что-то у них спросить, узнать: это уже выводит на тематику нашумевших "Мучениц". И, опять-таки, вспомните, с каким хладнокровным, "профессиональным" подходом творили гораздо более замысловатые мучения там - и с каким надрывом действует убийца здесь.

Еще один ключевой момент, в котором эта серия отличается от западного триллера, как мне кажется, это финал: в нем еще раз проговаривается внутренняя философия эпизода, по сути - окончательно расставляются точки над "i". Западный режиссер избегал бы этого любой ценой, он все равно оставил бы какую-то лакуну: в том же "Криминальном чтиве" это было содержимое чемоданчика - ключевой фактор, переломивший ситуацию, но так и оставшийся неизвестным.

Еще раз стоит подчеркнуть, что различие между "Районом тьмы" и западными триллерами, с моей точки зрения, не говорит о том, что одно хуже, другое лучше. Это просто разница подходов к рассказыванию истории и все - гонконговский полицейский триллер, например, тоже отличается своим подходом, чем и интересен. В рамках выбранного ими подхода Гончуков и его команда сработали великолепно и выдали еще одну внушительную серию, за развитием ситуации в которой было очень интересно наблюдать.

А еще, что ценно, при всей разнице настроений и внутреннего посыла, эта серия мне неуловимо напомнила две любимые песни Сергея Калугина, те, где он играл с наиболее опасными поворотами темы - "Убить свою мать" и "Радость моя...".

И да - как обычно у Арсения Гончукова, есть парочка мимолетных отсылок к другим, ранее показанным эпизодам, так что смотрите внимательнее.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us
Комментариев: 2