Район Тьмы: Навар

]]>
]]>

Dark Area: First season finale

Район Тьмы: Навар

Человек, для которого стало профессией решать за других неприятные вопросы, получает звонок от нового клиента. Казалось бы, дело плевое, а навар обещает быть неплохим... В этом его не обманули - навар и правда был...

В ролях: Олег Чевелев, Владимир Кебин

Итак, вышла последняя серия первого сезона "Района Тьмы", причем сам автор этого проекта, Арсений Гончуков, и не скрывал, что хочет сделать финал очень неожиданным, ударным и запоминающимся. В конце концов, продолжения может и не быть - или же оно станет совсем иным. Что же, можно сразу сказать, что ему это удалось: черная комедия, да еще на подобный сюжет - это действительно вряд ли мог предугадать кто-то из зрителей. Собственно, заранее был известен только один элемент сюжета: кому-то отпилят ногу, потому что деньги на эту сцену собирали при помощи краудфандинга. Но и это - не велика подсказка.

Как это часто бывает в "Районе Тьмы", обманки начинаются с первых же кадров: кто-то бежит, все это снимается - на телефон бегущего, судя по качеству и "болтанке". Лично я в этот момент как-то напрягся: неужели, в след за стилизацией под телепередачу в прошлом эпизоде, Арсений Гончуков решил окончательно отдаться радостям "мокьюментари"? И даже пригласил "пьяного оператора"... Но нет - к счастью, эта манера съемки продержалась секунд пятнадцать.

Следом, что самое интересное, мы оказались в объятьях следующей модной тенденции: своего рода, фильма-моноспектакля. Герой заперт в одной декорации (в нашем случае - сидит в салоне собственной машины), ведет разговор по телефону - и его собеседника мы только слышим. В этот момент, признаться, я снова попался в ловушку и решил, что в подобной манере будет решена если не вся серия, то ее большая часть. Впрочем, я был бы не против: сцена вышла достаточно динамичной, да и о герое можно было сделать кое-какие выводы.

Это явный преступник, наемник, но не киллер - он же бежал, наткнувшись на людей, что понятно из его разговора с заказчиком. Но при этом наемник явно довольно преуспевающий, что показано точно подобранными деталями: он неплохо одет, у него недешевый телефон, мелькающий в кадре, тяжелая золотая печатка, которую показывают несколько раз и вполне отчетливо. И, когда появляется новый подозрительный заказчик, герой сначала намерен отказать - это вполне понятно, он явно не голодает. Интересны и даты, которые мелькают в разговоре: новый заказчик, по его словам, занимался темными делишками еще в 1983 году. Актеру, который снимается в главной роли, тогда было 12 лет, его персонаж вряд ли существенно старше. А значит, наш преступник разговаривает с кем-то более опытным - и, в мире "Района Тьмы" это повод насторожиться.

Чем конкретно занимается наш герой мы узнаем на третьей минуте серии, когда оглашается задание: он вор-домушник. На середине той же минуты нас ждет чудесный подарок от режиссера: камео уже знакомой нам героини, с шикарной репликой "А я первая"...

Сама по себе эта сцена в машине - шикарная зарисовка на тему борьбы осторожности с жадностью: нам показывают, что герой и сам понимает, что заказ выглядит мутным. Но - все же он берется, причем режиссер со сценаристом лукавят: сам момент его согласия нам не покажут. Мы увидим его уже на следующем этапе: перед обсуждавшимся ранее "объектом", который и надо обворовать.

Во время следующей сцены невозможно, мне кажется, не вспомнить, что Арсений Гончуков - филолог по образованию. В волшебной сказке о герое часто есть такой сюжетный ход: момент его перехода из обычного мира в колдовской или потусторонний. Чаще всего в этой роли выступает избушка Бабы Яги - как показывал в своих исследованиях Пропп, эта героиня - посредник между мирами живых и мертвых, страж Перехода. А заказчик, напомню, так и продолжает работать проводником, он не выдал всю информацию сразу, а выкладывает ее постепенно, по мере продвижения героя. Проводник, как есть...

Обратите внимание, едва герой оказался у деревенского домика - как сразу меняется освещение, манера построения кадра - и даже на то, что в речи персонажа проскальзывают сказочные ассоциации. Все верно, вот он, момент перехода - причем нам, зрителям, подчеркнуто показывают череп на ограде, который не заметил главный герой. Тоже привычный атрибут Бабы Яги, как-никак. И даже пластиковые бутыли из под воды, развешанные у входа, напоминают горшки, висевшие у частокола.

Вход в дом пройден ровно на середине серии - подозреваю, что это тоже не случайная деталь. Интересно и то, что с момента перехода в дом пространство кадра резко сужается: героя словно ведут по узкому коридору, за пределами которого - темнота. Забавная деталь - правда, при первом просмотре ее уловить невозможно: то, за чем послали вора, то, к чему ведет его голос в телефоне - орудие гибели персонажа, в самом прямом смысле слова.

Череда фольклорных ассоциаций меж тем продолжается: герой "нарушает запрет" (да, Пропп и об этом писал, как же), заглядывает туда, куда не его не просили - и моментально подвергается опасности. Впрочем, это ложная опасность - настоящая его ждет чуть позже. Второй и последний резкий слом повествования приходится почти точно на две трети серии. А на отметке в 7 с половиной минут возникает объект для любителей хоррора едва ли не сакральный: бензопила... Последующая сцена вместила, кажется, больше крови и натурализма, чем весь прошедший сезон и оставляет действительно неизгладимое впечатление: режиссер показывает ровно столько деталей, чтобы воображение зрителя окончательно пошло в разнос. Даже знакомая нам печатка снова возникает в кадре, как важная визуальная деталь. Самое интересное, что вся эта вакханалия невозмутимого насилия продолжается около минуты - но кажется, что гораздо дольше.

А далее будет еще один переход: обратите внимание, насколько иначе начинает выглядеть дом - он яркий, светлый, обжитой и уютный. Даже сам старик, только что выглядевший хладнокровным маньяком из ужастика, начинает смотреться вполне обычно... Если бы, конечно, еще и дела на столе не перебирал, словно меню... Монолог, который он при этом произносит и ударная последняя фраза - просто маленький шедевр в рамках весьма удачной серии.

А теперь можно обсудить еще один аспект, лично для меня весьма интересный: разницу между этим эпизодом и западными фильмами на схожую тему. Момент перехода и даже "утварь" из человеческих останков - это привычные атрибуты маньяков в той же "Техасской резне бензопилой" и прочих "Поворотах не туда". Но суть всего этого поджанра в том, что жертва всегда невинна, она переходит порог по незнанию. Здесь же ситуация обратная: герой - преступник и его заманивают к месту гибели, используя его собственные пороки. Но, с другой стороны, для противника героя суть происходящего вовсе не в том, чтобы покарать - причины своих действий он отлично объяснил последней фразой серии. Мне представляется, что этот нюанс крайне важен для специфики творчества Арсения Гончукова - а возможно и для русского хоррора в целом: он, разумеется, тоже морализаторский, но в несколько иных аспектах.

Словом, как и гласит титр "Конец первого сезона". Серия вышла крайне удачная: постоянно меняющаяся, смешная, брутальная и заставляющая подумать - и, к тому же, теперь это уже не криминальный триллер, а полнокровный хоррор. И, да, каламбур тут намеренный.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us

  • Комментариев: 0

  • Вконтакте

  • Facebook

    Оставьте комментарий!

    grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

    Комментарий будет опубликован после проверки

    Имя и сайт используются только при регистрации

    (обязательно)