Рада и Терновник - Эксклюзивное интервью

2 октября 2012 г.Просмотров: 1671
Рубрики: Музыка » ИнтервьюМетки:
]]>
]]>

Рада и Терновник

В Иванове впервые за много лет выступила фолк – рок – группа «Рада и Терновник», лидер, вокалистка и автор текстов которой Радислава Анчевская согласилась дать мне эксклюзивное интервью.

Понимать без слов

- В последнее время многие говорят, что в музыке застой, не появляется ничего нового. Что «Раде и Терновник» помогает продолжать заниматься музыкой и появляются ли какие-то интересные лично для тебя другие коллективы?

- Я считаю, что последнее дело для музыканта - постоянно находить вдохновение в чужом творчестве. Человек должен питаться прежде всего своим ощущением жизни и создавать нечто новое. Подпитка извне хороша, но она не должна быть основой – в первую очередь ты должен выдавать свое ощущение мира, а не копировать чье-то. А новое и интересное появляется ежесекундно и ежеминутно, просто далеко не всегда мы это видим и знаем. Нужно больше лазить по перекрестным ссылкам, смотреть разные ролики – и убедитесь, что постоянно происходит что-то интересное. Другой вопрос, что мне не столь важно запоминать название команд, композиций. Я ищу по youtube, «Контакту», слушаю на «Фейсбук» – но редко помню названия дольше недели. То, что мне в техническом плане любопытно – я слушаю много, так сказать, «ближней к нам Азии» - буряты, алтайцы: как они играют на варганах, как они поют. В музыкальном плане очень интересна группа «Волга» - они все время видоизменяются и работают на стыке жанров, совмещая русские народные песни и электронные композиции.

- Когда ты говоришь, что музыкант должен брать вдохновение прежде всего в себе - касается ли это других видов искусства: кино, литературы и так далее?

- Все эти вещи, в идеале, служат для того, чтобы ты разобрался – что нового хочешь сказать именно ты. То есть можно посмотреть фильм или картину, а можно съездить на Байкал и походить по берегу озера – и ты поймешь что-то о себе и о мире. То есть, необязательно получать вдохновение от музыки или других видов искусства – можно сходить в лес или посидеть дома. У каждого свои секреты, но для меня определяющим является выбор: либо человек хочет повторить то, что он где-то услышал, либо сделать что-то новое.

- Достаточно важной частью твоего творчества являются тексты, но ведь, когда ты выступаешь за границей, слушатели, как правило, не понимают слова. Как ты считаешь, многое ли они теряют?

- На мой взгляд, если и теряют, то совсем немного. Когда мы слушаем песню и понимаем текст, то наше внимание рассеивается: условно говоря, 50 процентов уходит на музыку и вокал, а 50 процентов на текст. Когда человек не понимает текст, то он воспринимает посредством музыки, звука, вибраций голоса … Слушатель получает ровно то же самое, просто используя другие методы – но сама информация одна и та же.

- Почему бы тогда не писать тексты на «птичьем», вымышленном языке?

- Потому что это вычурно и не свойственно мне. Я хорошо владею русским языком, так зачем мне придумывать птичий?

Творчество – не оборот продукции

- Сейчас много говорится о переходе на mp3, о том, что диски не покупают, а время альбомов уходит. Вы же сами выкладывали свои альбомы для бесплатного скачивания. Как вообще относишься к этой проблеме?

- Я этой проблемы вообще не вижу. Это вроде: как вы относитесь к войне на Марсе? Ну, есть Марс, наверное, плохо, что на Марсе война. Так и здесь: наверное, плохо, что диски не продаются. Мы работаем сами на себя. Большие тиражи наших альбомов выпускали «Союз» и «Мистерия звука», крупные фирмы – и они вполне успешно их все продали. Эта проблема касается групп коммерческих: они вложили энное количество денег в запись, они вложили еще большее – а иногда и непропорционально большее – количество денег в раскрутку, то есть им нужно вернуть большое количество затраченных средств. А для этого им нужно продать большое количество дисков. Для нас этой проблемы просто нет: как-то оно выпускается, продается, думаю, так и дальше будет. Мы никогда не рассчитывали на то, что будем отбивать затраты только через деньги за компакт-диски.

- То есть вы и дальше планируете записывать альбомы, выпускать cd?

- Конечно. Дело в том, что мы не можем предугадать, что будет завтра. Я как раз пару недель назад разговаривала с ребятами из фирмы «Союз» и они рассказывали, что у них очень хорошо пошел винил группы «Гражданская оборона» - и, вроде бы, они будут выпускать еще. Они очень довольны этим экспериментом. Кто бы мог это предречь? Казалось бы, винил ушел полностью либо остался только для коллекционеров.

- Сама форма альбома как цельного произведения – насколько она для вас важна? Или же для вашей группы альбом – что-то вроде подборки новых песен?

- В принципе, альбом - это цельное произведение с началом, кульминацией, ярко выраженным финалом. У меня были случаи, когда очень хорошая композиция записана, но в концепцию альбома не влезает. Все, значит, мы ее не выпускаем. Я считаю, что у нас идеальной в этом смысле была «Книга о жестокости женщин», выдержанная именно как альбом, где от начала до конца идет развитие некоего внутреннего сюжета. И очень хорошо, именно как альбом, был сделан диск «Заговоры». Если хочется выпустить подборку песен, то ничего лучше, чем принцип «the best», не придумано: исполнитель подбирает самые топовые композиции и просто выпускает их под одной обложкой.

- Стилистика вашей группы менялась едва ли не на каждом альбоме – сегодня это дарк-фолк, а завтра – трип-хоп. Мне всегда было интересно – как это происходит?

- Начинаешь писать альбом, а потом кто-нибудь говорит, что это за стилистика. Я вообще не очень понимаю, когда люди садятся и говорят: вот сейчас запишем-ка мы рок-н-ролл. Но если у тебя этот рок-н-ролл не идет изнутри, то ты все равно сделаешь что-то "а-ля рок-н-ролл", "а-ля регги", "а-ля ска" и так далее. Надо просто записывать вещи так, как они этого требуют: каждая вещь внутри себя требует определенного музыкального обрамления. Иногда это обрамление может действительно меняться, и поэтому мы записывали композиции по несколько раз, на разных альбомах. Но изначально, конечно, не было такой задачи - упершись рогом каждый альбом выпускать в новой стилистике.

Поле экспериментов

- Я хотел спросить про сольные проекты: как они возникают и что тебе это дает?

- Если говорить о нойзовых проектах, то, как правило, это фиксация некоего материала, то есть, сначала мы на концерте играем импровизационные сеты – к примеру, как это было с Алексеем Борисовым и Сергеем Летовым, и нам всем очень понравилось. И следующий импровизационный сет мы сыграли на студии и записали его. Проект с Александром Марченко, «Колыбельная для кошки», - это то, что никак не укладывалось в концепцию группы «Рада и Терновник», и я обратилась к Александру Марченко, с которым знакома давным-давно. Саша практически единолично создал альбом «Колыбельная для кошки», сыграв все партии и сделав аранжировки.

- Расскажи о своем недавнем выступлении на экологическом форуме в Улан Удэ.

- Я оказалась там по очень смешной причине: поехала с группой «Волга». Я пела на их музыку, но не песни, а вокальные импровизации – причем не впервые. Вот это и было сыграно в Улан Удэ. Как эксперимент было классно – и людям, которые хорошо знают «Волгу», это интересно, и людям, которые никогда в жизни не слышали ни «Волгу», ни меня отдельно – тоже это было забавно послушать. Это чуть-чуть хулиганский материал, который хорош во время своего возникновения, но я не уверена, что это будет интересно слушать как альбом, хотя , может быть, я ошибаюсь. Зато я рассказала на форуме о новом проекте «Рада и Терновник» - «Укок» - музыкальной программе в поддержку священного алтайского плато Укок, где сейчас ведется незаконное строительство.

- Последний вопрос: вы участвовали в создании нескольких трибьютов (сборники, в которых различные музыканты играют песни какой-то одной группы – В. Р.). Чем это вам интересно, что это дает? И, кстати, записывались ли кавер-версии на песни «Рады и Терновник».

- Да, на наши песни делали кавер-версии, одна из них мне реально понравилась: там чуть ли не ВИА, по виду им лет 15-16, пели «Кукушку». Пели две девчонки, еще были барабаны, электрическая и акустическая гитары, бас-гитара, вроде бы еще скрипка и флейта. Как я поняла, это какой-то кружок ВИА из некоего маленького городка. Так искренне, как будто они последний раз в жизни исполняют эту композицию - не особо такой надрыв был в песню заложен, что интересно. Сами мы участвовали в трибьютах «Гражданской обороны», «Аквариума» и Алексея Рыбникова. Что мне это дает? Интересно заняться чем-то новым, чем-то, что ты делать, по большому счету, не умеешь. Я абсолютно не умею петь песни Бориса Гребенщикова: если меня посадить, дать его песню – ничего путевого не будет. Так что, я пытаюсь сделать то, что я делать не умею. И на выходе иногда получается очень классно. Потом, в принципе, полезно поработать с чужим материалом. Это обучение, это некая работа – как учить чужой язык, но быстрее. Одним словом, для себя любимой я этим занимаюсь.

Купить диски "Рады и Терновник"

Сокращенная версия интервью была опубликована в "Ивановской газете"


Автор: vxga
twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us