Птица с хрустальным оперением

]]>
]]>

L'uccello dalle piume di cristallo, 1969

Luccello dalle piume di cristallo

Молодой человек становится свидетелем убийства за стеклянными дверями галереи. К счастью, женщину удается спасти - и теперь свидетеля допрашивает полиция. Но он не помнит ничего, что могло бы изобличить преступника - лишь понимает, что в сцене увиденного им нападения был нечто неуловимо странное.

Режиссер: Дарио Ардженто

В ролях: Тони Мусанте, Сьюзи Кендалл, Энрико Мария Салерно, Ева Ренци

Дебют культового режиссера в кино, уже показывающий большинство его излюбленных мотивов в приемов. Здесь и убийца в стильных черных перчатках, и любовно показанные ножи, покоящиеся на красном бархате, и странного вида лестница, показанная с необычного ракурса... Впрочем, атмосфера еще не так густа и для современного зрителя фильм уже не выглядит таким уж новаторским: прежде всего потому, что в последующих своих работах режиссер оттачивал и доводил до совершенства ту же стилистику. Тем не менее, смотрится он до сих пор прекрасно, как отличный образчик джиалло с неплохой детективной интригой - пусть даже крови здесь еще мало, а обнаженки нет совсем. А кстати, жаль - Ева Ренци выглядит здесь потрясающе. Отмечу, один раз раздеваться на экране ей доводилось, причем за несколько лет до съемок у Ардженто.

Как известно, до того, как снять свой первый фильм, Ардженто занимался кинокритикой - может быть, поэтому его дебют настолько пропитан со вкусом подобранными метафорами. Начало фильма, знаменитая сцена нападения на женщину, которое герой видит через стеклянную стену - явная метафора зрителя, сидящего перед экраном. Более того, на протяжении этого эпизода зритель и жертва пытаются говорить, но не могут из-за этой самой стены - это, по словам самого режиссера, метафора отчуждения, невозможности контакта между людьми. Но, при этом, он не совершает ошибки, характерной для многих "творцов арт-хауса": его метафоры поддерживают основное строение фильма, но не подменяют его.

Уже в своем дебюте Ардженто мог похвастаться отличной музыкой - от самого Морриконе. Причем пригласить-то его было легко: Ардженто происходил из киношной семьи (мама - успешный фотограф, работавший с актрисами, папа - кинопродюсер), и среди друзей папы был и Морриконе. А вот сотрудничество прошло не так уж гладко: на первую встречу режиссер принес кучу "записей для образца", чем здорово оскорбил композитора. "Я что, копирую чужую музыку?". Но потом, по ходу совместной работы, Ардженто, частенько подвозивший Морриконе начал "ненавязчиво" ставить в машине подходящие записи - в основном из так называемой Contemporary music.

Тем не менее, хотя по нашим дням этот фильм воспринимается как практически традиционное джиалло, тогда продюсеры были несколько шокированы подходом Ардженто и даже хотели его сместить с поста режиссера. Он отказался, но, увидев готовый фильм, продюсер, в свою очередь, отказывался его прокатывать: пока не увидел, как его собственную секретаршу трясет от страха после просмотра. И фильм стал международным хитом.

Интересно, что у сценария была некоторая литературная основа: роман Фредрика Брауна "Кричащая Мими", в титрах, тем не менее, не упомянутый. Права на экранизацию этой книги собирался купить Бертолуччи, но что-то "не срослось", возможно, после того, как Ардженто написал свою версию этой истории. Красивая женщина, которую пытаются убить за стеклянными дверями, свидетелем чего и становится главный герой, произведение искусства (в фильме - картина, в книге - статуэтка), которое служит подсказкой в расследовании и многие другие элементы сюжета перекочевали в работу Ардженто. Тем не менее, сам он говорил, что для него это очень личное произведение, и у нас нет особых оснований не верить ему. Отмечается и еще одна перекличка: в фильме Марио Бава "Девушка, которая знала слишком много" есть тот же твист, что и в "Птице...": героиня Бавы становится свидетелем нападения и ее мучает ощущение, что в сцене, которую она запомнила "что-то не так".

Витторио Стораро, ныне - почтенный классик итальянского кино, работавший с Бертолуччи и Коппола, на тот момент впервые снимал цветной фильм. Да и вообще многое было впервые: к примеру, сцена, которую снимали глазами падающей с крыши высотного здания жертвы. Камеру просто привязали к шнуру и сбросили вниз: если я правильно понял интервью Ардженто, то они не учли, что шнур, на котором висит тяжелый предмет, начнет растягиваться и в результате, во время съемок этих кадров, камеру расколотили, но сами кадры уцелели. Там вообще было немало интересного и экспериментального в манере съемки: мы видим нападение убийцы глазами жертвы, потом смотрим и глазами самого маньяка - словом, у бывшего кинокритика было много интересных идей.

В целом: отличный фильм с неплохой детективной интригой, которую можно просчитать, но только потому, что разгадка вполне логична. Единственный его недостаток - в том, что у Ардженто уже здесь возникает мотив странного отношения к кошкам - причем сама по себе эта мерзкая сцена ничего к фильму, на мой взгляд, не добавляет. Сцена за стеклянными дверями вам запомнится надолго, даже если остальной фильм сотрется из памяти: поставлена и снята она превосходно. В общем - любителям жанра смотреть обязательно, да и обычным киноманам нисколько не помешает.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us

  • Комментариев: 0

  • Вконтакте

  • Facebook

    Оставьте комментарий!

    grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

    Имя и сайт используются только при регистрации

    (обязательно)