]]>
]]>

The Curse of Frankenstein, 1957

Виктор Франкенштейн с детства был одержим наукой. Совершив гениальное открытие, научившись возвращать мертвых к жизни, он не остановился на достигнутом. Франкенштейн решил создать живое существо - более сильное, более умное, чем обычный человек...

Режиссер: Теренс Фишер

В ролях: Питер Кашинг, Хэйзел Корт, Роберт Эркарт, Кристофер Ли, Мелвин Хэйес, Валери Гонт, Пол Хардмут, Ноэль Худ, Фред Джонсон, Клод Кингстон

С этого фильма началось много чего: известность Питера Кашинга  и Кристофера Ли,  сама их дружба, продолжавшаяся всю жизнь, возрождение интереса к фильмам ужасов, в конце концов.

Из-за разборок вокруг авторского права авторы фильма были вынуждены всеми средствами избегать сходства с классической версией "Юниверсал" -  в результате сюжет был, по сути, придуман заново, а немногие оставшиеся в фильме мотивы оригинального романа изменились до неузнаваемости. Особенно показательна в этом плане лесная встреча со слепым стариком и ребенком. Самое забавное, что эти изменения пошли фильму на пользу, сделав его менее предсказуемым и более самостоятельным. 

Само чудовище осталось немым, но на этом сходство, пожалуй, и заканчивается: грим, к примеру, был придуман с нуля прямо на съемочной площадке. Тем не менее, в каком-то смысле он правдоподобнее: Кристофер Ли здесь и правда похож на мертвеца, пролежавшего неведомо сколько в формалине - и такой облик действительно может вызвать ужас.

Впрочем, главным персонажем фильма стало все-таки не чудовище, а его создатель: по сути, это история одержимости ученого и того, как далеко он способен дойти. Характер героя радикально поменялся: он соблазняет служанку и обходится с ней весьма цинично. Кстати, и с невестой он обходится своеобразно: он платил ее матери содержание еще с тех пор, когда Элизабет была совсем ребенком, да и сам Франкенштейн - не более, чем подростком. И теперь, когда повзрослевшая девушка приехала, чтобы выйти за него замуж - она временами больше смахивает на жертву шантажа, чем на романтическую возлюбленную.

Кстати, обратите внимание на актрису: Хейзел Корт позднее будет играть в фильмах Роджера Кормана по мотивам произведений Эдгара По. А ее героиню в детстве сыграла родная дочь самой актрисы: правда, по воспоминаниям матери, сниматься девочке совершенно не понравилось. Собственно, эта роль и осталась ее единственным появлением на экране.

Возвращаясь к характеру Виктора Франкенштейна - он не останавливается даже перед убийством. Питер Кашинг великолепен в этой роли - и особенно интересно то, что он отступает здесь от холодной маски джентльмена, привычной по последующим фильмам: в прологе и эпилоге мы видим героя небритым, сломленным, в истерике. Да и в течении фильма он демонстрирует довольно широкую гамму эмоций. Уже через год, в легендарном "Дракуле" его Ван Хельсинг будет вести себя гораздо сдержанней. Впрочем, под внешней холодностью эмоции его персонажей будут ощутимы ничуть не хуже.

Словом, мы имеем дело с подлинной классикой жанра: роскошный, увлекательный, изысканно снятый и сыгранный фильм. Правда, его вряд ли можно всерьез рассматривать как экранизацию романа Шелли - это самостоятельное произведение по очень отдаленным мотивам.

Кристофер Ли тоже исключительно хорош: ему не позволили даже рычать, всю свою роль он строил на взглядах и пластике. Его чудовище даже двигается не так, как монстр из классических фильмов: он скорее напоминает ожившего мертвеца, зомби. А в некоторых сценах и вовсе заставляет вспомнить Носферату из классического немого фильма. 

И да, имейте в виду: не смотря на саму тему, особого натурализма ждать не приходиться, от кровавых подробностей зрителя избавили. Более того, была удалена целая сцена, в которой нам показывали головы, лежащие в кислоте.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us