Проклятие Франкенштейна
Рубрики: Фильмы » ОбзорыМетки: Альберто Дальбес, Анн Либер, Беатриз Савон, Бритт Николс, Говард Вернон, Деннис Прайс, Джесс Франко, Дорис Томас, Дэниэл Уайт, Луис Барбу, Фернандо Бильбао, Франкенштейн
La maldición de Frankenstein, 1972
Восставший из мертвых Калиостро, великий маг и ученый, убивает доктора Франкенштейна и похищает его чудовище. Он собирается создать идеальную женщину и произвести от нее и чудовища Франкенштейна новую расу.
Режиссер: Джесс Франко
В ролях: Альберто Дальбес, Анн Либер, Беатриз Савон, Бритт Николс, Говард Вернон, Деннис Прайс, Джесс Франко, Дорис Томас, Дэниэл Уайт, Луис Барбу, Фернандо Бильбао, Лина Ромэй
Франко в очередной раз сделал этакий "омоним" классике: "Проклятием Франкенштейна" назывался самый первый фильм студии "Хаммер" посвященный знаменитому чудовищу. С другой стороны, один из сиквелов "Франкенштейн создал женщину" в испаноязычных странах шел именно под названием "Проклятие Франкенштейна", насколько я понимаю. В любом случае, с точки зрения сюжета, фильм имеет мало общего с каким бы то ни было "хаммеровским".
Зато, с точки зрения поклонников Франко, эта его работа интересна тем, что собрала многих его излюбленных актеров: в том числе, именно в этой картине состоялся дебют Лины Ромей. Она играет здесь цыганку Эсмеральду, но, правда, как мне показалось, сюжету она не особенно и нужна.
Сама по себе, данная работа Франко вызывает довольно странное ощущение: есть блестящие, запоминающиеся сцены и персонажи, но они, словно в сиропе, плавают в изрядном количестве вялых, не слишком интересно сработанных эпизодов и неоправданно путанного сюжета. К примеру, кто, собственно, такие гости на ритуалах Калиостро? Какие-то зомби? Или просто люди в странных масках? Почему Франкенштейн выглядит как выкрашенный серебрянкой культурист?
С другой стороны, придираться к внешности персонажей у отца нашего Джесса - занятие более чем неблагодарное. Универсальный ответ: просто он так видит. Кстати, себя Джесс, по доброй традиции, видит довольно иронично: у режиссера здесь крохотная роль ассистента Франкенштейна, этакая замена горбуну Игорю, судя по всему.
К удачам фильма можно отнести некоторые пейзажи, декорации, строения в кадре - та самая старая Европа, которая хорошо гармонирует с сюжетом и, по сути, уже стала уходящей натурой. Впрочем, Франко всегда умел выбирать живописные местечки... Обратите внимание и на качественную игру с тенями, как например, в этом кадре.
Хороша Мелиса, загадочная помощница Калиостро - она часто снималась у Франко: в "Франкенштейне против Дракулы" и "Дочери Дракулы" - первых двух частях этой своеобразной трилогии. Удалась и, к примеру, сцена в которой чудовище Франкенштейна бичует двух слуг Калиостро, пока мужчина не падает на острия, торчащие из пола: есть в ней какая-то сюрреалистическая, цепляющая атмосфера. Но, повторюсь, чтобы дотерпеть от одной удачи фильма до другой требуется известная усидчивость.
Фильм существует в двух версиях: обычная, изданная, в том числе, и на dvd - так называемая "испанская". И "полная", версия "без цензуры" - которая, правда, официально издавалась только в Дании и на видеокассетах. Незадача в том, что "испанская" версия смонтирована из альтернативных сцен, из которых убрана вся обнаженка. Делалось это не за по замыслу режиссера, а из-за того, что в испанском кино того времени показ голого тела не допускался. Но, с другой стороны, для этого варианта фильма были досняты кое-какие эпизоды - те самые, с Линой Ромэй.
Как это часто случалось с творчеством режиссера, для поклонников его таланта фильм довольно любопытен, но начинать знакомство именно с этой картины я бы не советовал. Чуть позже я еще вернусь к "Проклятиею Франкенштейна", а точнее - к рассказу о "неподцензурной" версии и истории создания фильма.