Проклятие (2002, Япония)

]]>
]]>

Ju-on: The Grudge, 2002

Ju-on: The Grudge, 2002

Социальная работница приходит в дом к старой женщине и обнаруживает везде разгром, а сама старушка, похоже, впала в ступор. Начав прибираться, девушка обнаруживает еще черного кота и странного мальчика, о котором ее не предупреждали.

Режиссер: Такаси Симидзу

В ролях: Мегуми Окина, Мисаки Ито, Миса Уехара, Юя Одзэки, Такако Фудзи

Вот мы и добрались до того фильма, который многие считают первым в серии: на самом деле, это третий фильм, но первый получивший более-менее крупный бюджет и широкий прокат. В англоговорящих странах несколько проще: первые два фильма назывались Ju-on: The curse, этот фильм и его продолжение назван Ju-on: The Grudge, а американские римейки, в свою очередь, просто The Grudge. У нас принято все шесть фильмов именовать просто "Проклятие" и "Проклятие 2", что образует три пары фильмов с одинаковыми названиями.

Как обычно, рассказ идет не в хронологическом порядке, что несколько запутывает зрителя. Для тех, кто не боится СПОЙЛЕРОВ переставим события в нужном порядке, попутно отмечая важные для мифологии сериала детали: итак, как нам уже известно, но на всякий случай, бегло показано во вступлении, Саеки убивает свою семью, после чего они становятся мстительными духами, злоба которых переходит на любого, кто зашел в их бывший дом.

Новые обитатели проклятого дома - семья Токунага. Проклятие быстро добирается до главы семьи, бизнесмена Кацуи, его жены Казуми и даже сестры Казуми, Хитоми, которая приходила их навестить. Именно с Хитоми связаны события в офисе и появления призрака в ее квартире, прямо под одеялом - сцены, которые запомнились большинству смотревших фильм. И правда - это уже нарушение "правил игры", в своем роде: если уж ты забился под одеяло, то ты должен считаться в безопасности. Напомню, что по мифологии сериала, если ты посетил пресловутый дом и на тебя пало проклятие, то тут уже Кайяко и ее сын Тошио никак не связаны местом своего обитания и могут проследовать за вами куда угодно.

В живых остается только старая мать Казуми и Хитоми, которую и обнаруживает социальная работница Рика. Девушка обнаруживает кота и Тошио, причем мальчик даже кратко говорит с ней, назвав свое имя. После этого проклятие разворачивается во всей красе, на глазах у социальной работницы Кайяко убивает старушку. Любопытно, что для показа этой сцен режиссер применяет цифровые спецэффекты и призрак впервые предстает перед нами как не материальная, а бесплотная угроза - способная, тем не менее, убивать. Рика звонит начальству и просит о помощи.

После этого следуют события с полицейским расследованием, в котором особенно важна сюжетная линия Тоямы, следователя, уже работавшего над этим делом и ушедшим в отставку. В частности, с ним связана еще одна запоминающаяся сцена: когда в полицейском офисе он смотрит запись нападения Кайяко на охранника и призрак едва ли не вылезает из телевизора. Это, разумеется, напоминает кульминацию фильма "Звонок" и, скорее всего, является намеренным "оммажем" - тем более, что продюсером обоих серий был Такасигэ Итисэ. Далее любопытный и новый для сериала мотив - сцена, в которой Тояма бежит поджигать зловещий дом и видит девушек, которые в него забрались. Насколько я понимаю, это те самые девушки, разговор которых можно было слышать на титрах в "Проклятии 2" - и в этой компании есть и дочь детектива, она убегает из дома, но отец не успевает узнать ее. Засада в том, что эти события на тот момент еще не произошли, детектив видит будущее. Это первый раз в серии, когда под действием проклятия нарушается причинно-временная связь. Не уверен, зачем это понадобилось сюжету, но у меня есть смутное ощущение, что для Такаси Симидзу это связано и с самой манерой рассказа истории, с упрямым нежеланием излагать события в хронологической последовательности.

Его дочь заберется с девушками в проклятый дом, но испугается и убежит перед тем, как Кайяко убьет ее подруг - после чего будет мучиться чувством вины. Со временем ее подруги придут к ней как посланцы Проклятия - и это первый раз, когда в таком облике являются другие персонажи, кто-то кроме Кайяко и ее сына. Впрочем, они выступают только как загонщики, а убивает все та же парочка.

Не менее интересный момент связан с гибелью Рики. Она обедает с подругой и та ей рассказывает, что мальчик, записанный в ее класс, не ходит на занятия. Девушка собирается его навестить и, разумеется, мы узнаем, что это Тошио. Из этого немного непонятно, во всяком случае, мне каким образом и кто внес давно умершего мальчика в списки класса, почему в документах не значилось, что в доме сменилось уже несколько семей с того времени, когда там жил Тошио. К тому же, получается, что проклятие уже не ждет, пока кто-то зайдет в дом, а начинает активно заманивать людей на свою территорию. Есть, правда, и другое возможное объяснение: эта подруга обедала с Рикой, во время еды той явился призрак. Возможно, именно в этот момент проклятие и перешло через Рику - на ее подругу. Тогда внезапное появление Тошио в списках может быть еще одним нарушением причинно-следственной связи, как и в случае со следователем и его дочерью.

В любом случае, в финале мы видим опустевший Токио со множеством плакатов о розыске пропавших и труп Рики на чердаке, запрятанный так же, как и семья Токунага. В этот момент Рика открывает глаза и издает тот самый звук, которым так пугала Кайяко. Видимо, она стала новым воплощением Проклятия, но точный ответ получим, разве что, в следующих сериях.

Отмечу напоследок, что при последнем пересмотре я начал больше ценить "Проклятие" и сильнее замечать его фундаментальную разницу со "Звонком". Но, разумеется, вы и дальше можете не смотреть толком ни тот, ни другой и не пытаться в них вдуматься - ведь "японские ужастики" все одинаковы, правда? Тем временем, механизм фильмов Симидзу не так прост, он отказался от многих, казалось бы, незыблемых законов рассказывания историй: здесь нет героя, с которым мог бы идентифицироваться зритель, нет механизма избавления от проклятия... По сути, убрано практически все, что образует привычные жанровые структуры - и все равно фильм работает.

Как бы то ни было, новый фильм расширяет мифологию, вводит несколько новых, любопытных ходов, да и просто увлекательно смотрится. Что касается того "страшный он или нет" - это, скорее, вопрос о том, можете ли вы на время просмотра "остановить неверие", допустить существование подобных проклятий и призраков - без этого проникнуться атмосферой не получится. С другой стороны, без этого и великие "Зловещие мертвецы" будут восприниматься как просто кровавая комедия, что несколько обедняет их содержание.

Для киноманов отмечу, что в роли Тошио здесь дебютировал Юя Одзэки, который сыграет этого персонажа еще дважды. Его маму Кайяко по-прежнему играет Такако Фудзи, уже в четвертый раз подряд, если считать короткометражки.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us

  • Комментариев: 0

  • Вконтакте

  • Facebook

    Оставьте комментарий!

    grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

    Имя и сайт используются только при регистрации

    (обязательно)