Принцесса Марса

4 апреля 2011 г.Просмотров: 7241RSS
Рубрики: Книги » ОбзорыМетки: ,
]]>
]]>

Фрэнк Фразетта, Эдгар Берроуз, Джон Картер

Джон Картер, джентльмен из Виргинии, спасался от индейцев в пещерах Аризоны и, неожиданно для себя, таинственным образом попал на Марс. Планета обитаема, но культура и даже физиология ее жителей отличается от земной. Как бы то ни было, Джону Картеру предстоит стать великим марсианским воином и найти свою подлинную любовь....

Главным произведением Эдгара Берроуза была, пожалуй, серия романов о Тарзане, но так называемые "Марсианские хроники", которые открывает этот роман если и уступают обезьяньему приемышу, то ненамного.

По степени влияния на последующую фантастику, например, с этим, казалось бы, простеньким произведением соперничать очень сложно. Были прямые подражания, как, к примеру, цикл романов о планете Гор Джона Нормана, достойное отдельного разговора. Среди подобных продолжателей, к слову сказать, Майкл Муркок. По их собственному признанию, эта классика палпа оказала влияние на творчество Рэя Бредбери, Артура Кларка и Роберта Хайнлайна. Кстати, с жанровой принадлежностью романа не все так просто.

Это, разумеется, "палп", так называемая "бульварная литература", которая публиковалась в дешевых журналах. Но - имейте ввиду - что "палп" это еще не жанр и, безусловно, не оценка литературного уровня. Поджанр, в котором написан роман, в англоязычном мире принято именовать Planetary romance, близком к фэнтези. В отличие от космической оперы, действие происходит только на одной планете и в докосмическую эру. На другую планету герой не летит на ракете, а попадает неизвестным путем. С другой стороны, именно произведение Бэрроуза формально можно отнести к... научной фантастике. Описание жизни на Марсе во многом следует теориям Персиваля Лоуэлла, и то, что современная наука их не разделяет - с жанровой точки зрения неважно. Многие концепции Герберта Уэллса тоже устарели,но в фэнтези его записывать не торопятся.

Лично мне нравится стилистика, в которой написан роман: язык автора избегает излишеств и явной "литературщины", в чем-то он близок к репортажному. И в результате оказывает парадоксальное впечатление достоверности, при всей невероятности описываемых событий.

Интересно, что автор всерьез пытается описать культуру марсианских племен и даже строит некоторые сюжетные ходы на культурных различиях. Вспомните, к примеру, недопонимание между Джоном Картером и его возлюбленной, Деей Торис: такой же сюжетный ход встречается позднее у Георгия Мартынова в его коронном романе "Гианея". Интересно, кстати, нет ли здесь прямого влияния.

Вообще эти романы оказывают странное действие: если первый из них еще читаешь с ленцой, то потом втягиваешься в цикл и оторваться становится непросто. Роман на русском языке выходил неоднократно, как отдельно, таки в сборниках. Было и как минимум одно полное издание цикла.

Уже был снят игровой фильм по этому роману: "Принцесса Марса" с Трейси Лордс в главной роли. Свою версию грозится снять "Дисней", но что-то ее на горизонте пока не видно.

Прочесть для ознакомления

Английский текст для ознакомления

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us