Потрошитель из Нотрдама (Экзорцизм)

21 ноября 2017 г.Просмотров: 1895RSS
Рубрики: Фильмы » ОбзорыМетки: , , ,
]]>
]]>

L'éventreur de Notre-Dame (1975)

Léventreur de Notre-Dame

Бывший священник подрабатывает, сочиняя рассказы для садо-мазохистского журнала. Случайно он узнает, что его работодатели проводят... черные мессы - и, не разобравшись, что они лишь имитируют эти ритуалы, начал спасать заблудшие души - по всем канонам инквизиции.

Режиссер: Джесс Франко

В ролях: Джесс Франко, Лина Ромэй, Кэролайн Ривьер, Моника Свинн

На самом деле, "Потрошитель из Нотр-Дама" - лишь одно из названий этого фильма и не самое подходящее, но в России, похоже, прижилось именно оно. Версия, которую смотрел я, носила название "Экзорцизм", которое этому фильму подходит гораздо больше и сразу на нескольких уровнях.

На самом деле, начиная просмотр, первым делом понимаешь, что смотришь фильм Франко - хотя бы потому, что на подобном материале тот же Ардженто мог бы снять потрясающий триллер, но Папа Джесс привычно идет совсем другим путем. История практически полностью лишается напряжения, зато приобретает оттенок сновидения, причем даже не сказать, что кошмарного - скорее, просто странного и томительного, как обычно это и бывает у Франко.

Открывающую фильм сцену, скорее всего, забыть вы уже не сможете - длинный эпизод лесбийского секса на глазах у скучающей аристократии, который неожиданно заканчивается убийством. Впрочем, убийство тут же оказывается ненастоящим, частью представления - и две полуголые дамочки раскланиваются перед довольной публикой. Более-менее насмотренный зритель Франко, разумеется, вспомнит и другие похожие сцены в творчестве мэтра, но в данном случае важен, скорее, сам мотив поддельности вообще и поддельного ритуала в особенности. Ту дамочку, которую "мучили", а потом и "убили", к слову сказать, играла Лина Ромэй, уже тогда ставшая постоянной звездой Франко.

К середине фильма мы окончательно понимаем, что священник - сам по себе законченный псих, опасный для окружающих. Позднее нам сообщается, что он бежал из психиатрической клиники, где содержался за преступления против несовершеннолетних - тот еще поборник морали, как вы понимаете. Тем интереснее, что играл его сам Джесс Франко - и эта одна из самых крупных его ролей на моей памяти.

Более того, "в роли" редакции того самого журнала, куда бывший священник пишет неприличные истории, мы видим офис кинокомпании Eurocine, той самой, где снимались многие фильмы Франко и прочая кинопродукция разной степени откровенности. Переклички с реальностью, причем довольно говорящие, на этом не исчерпываются: по ходу дела на экране возникает танцовщица из ночного клуба, которую главный герой снимает в баре, приводит к себе домой и, после некоторых домогательств, убивает, чтобы очистить от греха. Играла ее Кэролайн Ривьер - падчерица Джесса Франко, появившаяся в семи его фильмах.

Есть и отсылки чисто литературные: издателя журнала и устроителя черных месс зовут Франваль - это перекличка с творчеством маркиза де Сада, которого Джесс весьма ценил. Сам по себе мотив скучающих богачей, для которых устраивают оккультные церемонии лично мне напоминает Гюисманса, но тут я ручаться не стал бы.

В целом, фильм решен в манере, которая постороннего зрителя способна здорово озадачить, но для почитателей Франко будет довольно привычна. Перед нами, по сути, история о маньяке, но сюжетное напряжение режиссер нагнетать и не думал, а главный герой выглядит откровенно жалким. Большую часть фильма на экране хотя бы одна обнаженная женщина, но эротичной картину я бы тоже не назвал - да и в целом настроение у фильма скорее меланхоличное. Более того, вторая сюжетная линия, полицейское расследование, и вовсе подана откровенно комично, что, на первый взгляд, плохо вяжется с основной историей.

Тем не менее, для самого Франко это проект довольно необычный и даже значимый: как он говорил в интервью, первоначально на главную роль планировался сам Винсент Прайс. Правда, наверное, надо быть Франко, чтобы представить себе икону хоррора в этой роли - даром, что у него были и довольно своеобразные работы. По сути, как точно и подробно прописал в своей книге Стивен Трауэр, фильм этот любопытен еще ненавязчивым "мета-комментарием": сам режиссер здесь выступает психом и маньяком, его продюсеры - развратными потакателями низменным вкусам... Но, тогда, где в этом раскладе место для нас, зрителей? Вопрос интересный - как, собственно, добавлю от себя, и вопрос о том, насколько серьезен был Франко в подобном "обличении" - и не издевался ли, втихомолку, и над подобными пафосными "философскими размышлениями" тоже?

Словом, результат вышел парадоксальный: это, пожалуй, не лучший фильм Франко, но он провоцирует на любопытные вопросы, да и устроен не так прямолинейно, как может показаться сначала.

Как обычно у Франко существуют несколько версий разной степени откровенности, включая порнографическую - но, насколько я понимаю, последняя сохранилась только в копии чудовищного качества, смотреть которую крайне тяжело. Версию под названием "Экзорцизм" я пересмотрел уже пару раз и, скорее всего, еще буду к ней возвращаться - не то, чтобы я сильно полюбил этот фильм, но заинтересовал он меня всерьез.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us