Последние девушки

]]>
]]>

The Final Girls, 2015

The Final Girls, 2015

Девушку, чья мама погибла несколько лет назад, уговорили прийти на киносеанс ужастика, в котором снималась ее мама. Неожиданно начинается пожар и, пытаясь от него спастись, эта девушка в компании друзей оказывается... внутри фильма. Удастся ли выжить им самим в типичном слэшере 80-х годов и возможно ли спасти героиню, сыгранную матерью?

Режиссер: Тодд Штраус-Шульсон

В ролях: Таисса Фармига, Малин Акерман, Александр Людвиг, Нина Добрев

Сложно описать сюжет, так, чтобы это не звучало полным бредом, но в фильме все выглядит достаточно логично - в рамках выбранного жанра, разумеется. При этом, на выходе мы получаем не "Очень страшное кино", а "Хижину в лесу" с примесью "Крика": эта пародия сделана людьми, которые не просто знают жанр, они его еще и искренне любят. Отсюда то, что я бы назвал "синдромом "Крика": молодежные слэшеры не воспринимают всерьез, но снять еще один хочется? Давайте замаскируем его под пародию - ведь пародия на слэшер, если сделать ее достаточно тонко, слэшером быть не перестает.

В свое время именно на этом и сыграл "Крик": он позволил публике еще раз посмотреть слэшер, не отвечая на вопрос "как ты можешь смотреть это всерьез?". Режиссер "Последних девушек" решает схожий, но еще более сложный вопрос: он снимает не просто слэшер, а канонический слэшер 80-х годов прошлого века, основанный на модели "Пятницы, 13-е". Причем уже на первых минутах нас встречает проигрыш, безумно похожий на классическую тему Джейсона - чтобы уж точно догадались, а то мало ли фильмов о резне в летнем лагере.

Правда, помимо истории о том, как маньяк убивает вожатых в лагере (кстати, обратите внимание, что кроме них в лагере нет никого), фильм предлагает нам еще один, сугубо мелодраматический сюжетный пласт. Девушка оказалась лицом к лицу с ожившей героиней своей матери - причем она и ведет себя, во многом, похоже на ее маму. Разумеется, она пытается с ней общаться - и даже пробует ее спасти: кто знает, вдруг ее удастся перетащить в реальный мир? Эта тема действительно цепляет, она отлично прописана и разыграна - правда, Малин Акерман вполне правдоподобно смотрится в роли матери, но довольно странновато - в роли юной девушки, иногда контраст возраста между "молодой" мамой и ее дочерью ощутим довольно сильно. Но, с другой стороны, в классических слэшерах актеры, как правило, были старше своих героев, так что возраст Акерман может быть "не багом, а фичей". Но, с другой стороны, когда видишь в финале ее танец - одновременно вызывающий и утешающий ее дочь - ты понимаешь, что это прекрасно.

Да и в целом - поразительно удачный фильм, фонтанирующий отличными идеями - в частности, в обыгрывании мотива "мы попали в кино": тут и закольцованные фрагменты, которые повторяются, пока герои не сделают правильный выбор, и титры, которые возникают на экране и с которыми вполне можно взаимодействовать, и перемещение во флэшбеки, в которых мир и сами герои оказываются черно-белыми.

Что касается сценарной логики, то есть любопытный момент: в фильме "работают", по сути, сразу два набора логики - "правила слэшера" и "правила путешествий во времени". Как не крути, но попав в фильм, герои оказались в событиях, которые "уже закончились" и теперь они пытаются их изменить. А то, что сюжет завязан на тему встречи с матерью только усиливает сходство с "Назад в будущее". Из "правил слэшера" здесь, в основном, в центре внимания оказывается правило, по которому выжить должна только одна девушка, причем девственница, а секс неминуемо ведет к убийству. Любопытно то, что сценарист явно отдает предпочтение "правилам слэшера": когда - внимание, СПОЙЛЕР - гибнет та героиня, которая должна была в фильме спастись и уничтожить маньяка, то возникает развилка. Герои фильма о путешествиях во времени поняли бы, что им удалось изменить будущее и теперь может произойти все, что угодно. Но с их точки зрения по-прежнему работали именно "правила слэшера", а значит по-прежнему нужна была девственница, но теперь уже другая.

Напоследок не могу не отметить, что режиссеру удалось показать еще один любопытный фокус: у его фильма практически детский рейтинг, это едва ли не первый на моей памяти хороший слэшер, в котором практически нет крови и расчлененки. Обнаженки, кстати, тоже - максимум, что позволяют себе героини это предстать в бикини.

Нельзя не упомянуть и исполнительницу главной роли, Таиссу Фармига, сестру Веры Фармига - внешность у нее своеобразная, но, на мой взгляд, парадоксально привлекательная. Но, с точки зрения таланта, она ничуть не уступает сестре - и, пожалуй, достойна переходящего звания "лучшей молодой актрисы". Она даже заставил меня задуматься не рискнуть ли наконец посмотреть "Американскую историю ужасов", которая ранее не вызывала у меня особого интереса.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us
Комментариев: 2