Пол Андерсон - Сломанный меч

15 декабря 2011 г.Просмотров: 4118RSS
Рубрики: Книги » ОбзорыМетки:
]]>
]]>

Poul Anderson - The Broken Sword

Пол Андерсон - Сломанный меч, Poul Anderson - The Broken Sword

Скандинавский викинг становится английским ярлом... Когда рождается его сын, то эльфийский князь успевает похитить ребенка до того, как его окрестили - и заменить подменышем, полутроллем-полуэльфом. Когда эти двое вырастут - произойдет много трагических и кровавых событий.

Этот роман был написан в 1954 году, переработанное издание появилось в 1971. Майкл Муркок говорил, что ставит эту книгу выше произведений Толкина - и признавался, что она оказала влияние на его собственное творчество. И в самом деле, проклятый меч, которым владеет главный герой - явно схож с Черным Мечом из романов о Вечном Победителе.

Читатель может уловить сходство с произведениями Толкина - но оно мнимое: первое издание "Сломанного меча" вышло, когда публикация "Властелина колец" еще не была закончена. На самом деле оба автора просто отталкивались от близких традиций, от северной мифологии - но Пол Андерсон, скандинав по происхождению, остался ближе к чистой традиции своих северных предков. Его роман действительно производит впечатление северной саги - тогда как у Толкина все-таки можно заметить смешение нескольких традиций в свою собственную. Можно, конечно, возразить, что у Андерсона тоже появляются и Племена Богини Дану из ирландских мифов, и даже древнегреческий фавн - но все они воспринимаются читателем как гости в мире Асов, богов скандинавской мифологии.

В трагической истории, рассказанной автором можно встретить узнаваемые элементы мифа, многие из которых потом прочно войдут в арсенал фэнтези: герой, обреченный на гибель, война сверхъестественых созданий, проклятия и колдовство. Главный герой обречен гибели с самого начала, не зависимо от собственных действий, потому что его сделали фигурой в своей игре высшие силы. Он спас девушку и полюбил ее - но это была его сестра. И что с того, что они не знали о своем родстве? Все равно божий закон нарушен - и возлюбленных ждет кара.

В подходе к мифологии Андерсон, на взгляд современного читателя, довольно традиционен: тролли - сильные, злобные, похотливые, а эльфы - утонченные, бессмертные, холодные. Впрочем, идеализировать тех же эльфов писатель все же не стал. Уже в начале романа мы видим как князь эльфов насилует пленную принцессу троллей - собственно, именно так и появился на свет подменыш. Ближе к концу романа, уже эльфийские красавицы становятся добровольными любовницами троллей, захвативших их замки - а потом прирежут их, спящих.

При этом ни один из героев не является "одномерным", нелегко выделить однозначно плохих или идеально хороших персонажей. Тот же Скафлок, главный герой, под влиянием проклятого меча становится своего рода маньяком-убийцей, а подменыш Вальгард - наоборот: все время мучается чувством вины за свои злодейства и не может найти себе места в жизни. Даже в короле троллей, казалось бы, вполне прямолинейно выписанном - перед смертью проглядывает благородство и своего рода моральный стрежень.

Что касается разных версий романа: те переводы, которые издавались в России, сделаны по поздней редакции романа. Насколько я понимаю, различия носят не сюжетный, а стилистический характер: Андерсон несколько сократил текст, в основном за счет эпитетов и описаний - слово здесь, два там. В результате язык стал более правильным, "причесанным", но, как мне кажется, лишился некоторой доли его сумрачной поэзии.

Как бы то ни было, это лучшее фэнтези-произведение Пола Андерсона и один из лучших романов в истории жанра.

Купить книги Пола Андерсона

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us