Похитители тел (1945)
Рубрики: Фильмы » ОбзорыМетки: Бела Лугоши, Борис Карлофф, Вэл Льютон, Генри Дэниелл, Роберт Льюис Стивенсон, Роберт Уайз, Эдит Этуотер
The Body Snatcher, 1945
Эдингбургский врач договорился с кэбменом, который подрабатывает похищением трупов. Но, к сожалению, количество материала, который нужен для обучения студентов, превосходит количество свежих трупов на местном кладбище. И тогда зловещий кэбмен начинает убивать...
Продюсер: Вэл Льютон
Режиссер: Роберт Уайз
В ролях: Борис Карлофф, Бела Лугоши, Генри Дэниелл, Эдит Этуотер
Сам по себе фильм был быстренько снят в перерыве в съемках предыдущей работы Льютона и Карлоффа - "Острова мертвых". В результате "Похитители..." таки вышли на экраны первыми. Стоит немного сказать и о названии - множественное число появилось только благодаря "асам перевода" с "Кинопоиска", "Википедия", например, дает правильный вариант: "Похититель тел", в единственном числе. Осложнение с множественным расстраивает еще и потому, что возникает глупая перекличка с последующими одноименными фильмами, сюжет которых не имеет с работой Льютона ничего общего.
Любопытно отметить, что не смотря на сжатые сроки, минимальный бюджет и тому подобные обстоятельства, фильм никак не назовешь низкопробной поделкой: лично я поставил бы его выше, чем тот же "Остров мертвых". Здесь есть своеобразная атмосфера, пара запоминающихся сцен (чего только финальная погоня стоит, ну чистейший Марио Бава же!), отличная игра Карлоффа - честное слово, он здесь гораздо интереснее и сложнее, чем в пресловутом "Франкенштейне", по которому его помнят.
В основе сюжета лежал рассказ Роберта Льюиса Стивенсона, на русском известный как "Похититель трупов" - в основу этого произведения легли реальные события, произошедшие в Уэст-порте (Эдинбург) в 1828 году. Бёрк и Хэр, чьи похождения и стали источником вдохновения Стивенсона, упоминаются и в фильме Льютона.
Как бы то ни было, в основе своей этот фильм - вообще не хоррор, за исключением, разве что, вышеупомянутой сцены погони в конце, но и там "мистические" события скорее нужно трактовать как отображение метаний души героя, а не вмешательство сверхъестественных сил как таковых. Таким образом, в "Похитителе тел" Льютон окончательно отошел от привычной ему "мистики Шрёдингера", он уже не играет со зрителем в "было - не было". Большая часть фильма - вполне реалистическая психологическая драма на криминальном сюжете. Герои фильма - медик, которому препарировать трупы нужно для подготовки других студентов-медиков, для подготовке к операции, которая призвана спасти здоровье маленькой девочки... Он - человек благородный, который вынужден прибегать к помощи уголовника, потому что закон запрещает препарировать умерших. Обратите внимание, что даже ломается он именно из-за того, что операция, которую он провел правильно (в рамках своих знаний, разумеется) нужного результата, тем не менее, не дала.
Персонаж Карлоффа - тоже личность неоднозначная: в начале фильма, когда он выступает просто похитителем тел, он не воспринимается однозначным монстром, но постепенно этот человек на наших глазах опускается все ниже. И это превращение, на мой взгляд, показано не хуже, чем у какого-нибудь Достоевского. Но даже после этого он не теряет некоторого угрюмого обаяния - в отличие от героя Лугоши, которому здесь уготована чисто комедийная, очень "сниженная" роль. Особенно это заметно в сцене шантажа, где две легенды хоррора в очередной раз сходятся лицом к лицу. Это была, к слову сказать, восьмая и последняя их совместная работа.
В целом - довольно увлекательно рассказанная и мастерски сыгранная и снятая работа, одна из лучших в обойме Вэла Льютона, но это никак не фильм ужасов, даже для тех лет. Совсем другой жанр: криминальный и психологический триллер, в котором мистические нотки если и проскальзывают то мимолетно и очень дозировано.