Племя, 2014

4 июля 2014 г.Просмотров: 3312RSS
Рубрики: Фильмы » ОбзорыМетки:
]]>
]]>

The Tribe (A Miroslav Slaboshpytskiy film)

Парень, живущий в интернате для глухих, влюбляется в наложницу местного авторитета, и оказывается вынужден нарушить местные неписанные законы. 

Режиссер: Мирослав Слабошпицкий

В ролях: Григорий Фесенко, Яна Новикова, Роза Бабий, Александр Дзядевич, Ярослав Билецкий, Иван Тишко, Александр Осадчий, Александр Сидельников, Александр Паниван, Кирилл Кошик

Честно признаюсь, что фильм я не досмотрел, выдержав примерно треть. Не потому, что меня чем-то шокировали - а просто потому, что счел этот фильм невыносимо скучным и плохо сделанным. Учитывая, что эта снятая на деньги иностранцев лента охапками получает призы, я посчитал все-таки нужным высказаться по поводу фильма. 

Фильм Мирослава Слабошпицкого «Племя» нашумел в Каннах, получил гран-при на фестивале «Зеркало»… И, тем не менее, он оставляет чувство, как минимум, некоторого недоумения. 

Итак, эта картина рассказывает о подростках, живущих в интернате для глухонемых. Она и снята на языке жестов, без озвучки, закадрового голоса, субтитров. Насколько я понимаю, большинство критиков видят в этом новаторство. На самом деле, примерно такого же новаторского эффекта можно добиться, включив фильм, к примеру, на китайском: персонажи все время что-то оживленно обсуждают, но ты не понимаешь ни слова. Более того, вычислить по их мимике и движениям, о чем идет речь, тоже не получается: культура персонажей, их представления о мире заметно отличаются от наших – примерно как у вышеупомянутых китайцев. 

И здесь возникает две претензии к автору фильма. Во-первых, если уж он хотел поставить зрителя в положение своих героев, «оглушить его» - то прием до конца не выдержан. Да, мы не слышим речи – но почему тогда слышим фоновые звуки: уличные шумы, рев машин или звуки ударов в драках? Если уж быть последовательным, то фильм надо было делать полностью немым – а иначе «глухота» получается избирательной. 

Ну и вторая претензия – еще более очевидная. Искусство драмы, в общем-то, знает два типа диалогов: сообщающий важную информацию или «белый шум», когда важен сам факт говорения, а не содержание речи. В последнем случае слова и их смысл не более значимы, чем, например, тот же шум автомобилей. Но, дело в том, что «Племя» - не тот случай: если не понимать, о чем говорят персонажи, то происходящее на экране понятно только очень приблизительно, а мотивация персонажей не всегда ясна. Тем не менее, режиссер решил синтересничать и не дал никакого «перевода». 

Пара простых примеров. В начале фильма главный герой отдает другим ребятам деньги. Добровольно он это делает или нет? Что ему грозит в случае отказа? Кто, в конце концов, эти парни – местные хулиганы, отрепье или наоборот, нечто вроде «смотрящих», местечковые князья? За что  герой платит и что надеется получить взамен? Предположить можно, но понять из показанного на экране – нет. 

Чуть позже девочек из интерната уводят на «работу», они – проститутки для дальнобойщиков. Сами девчата воспринимают это очень буднично, как привычное дело, но снова: какова мотивация? Почему они пошли на такое занятие? Их заставили? Им угрожали? Или им – мало ли, что бывает в этой жизни – нравится такая «профессия»? Кому, в конце концов, идут деньги? К примеру, мальчики из еще одного фильма, показанного на фестивале («Дети 404», документальная лента), о занятиях проституцией рассуждали как о привычной, не худшей участи. 

Следующим эпизодом мы видим драку подростков – и снова не понимаем, что и почему происходит на экране. Это разборки учеников разных школ? Жителей разных районов? Или просто соревнование внутри одного интерната? Без понимания текста, того самого, который «произносят» руки героев, понять происходящее невозможно. Истории  не возникает, фильм распадается на череду отдельных фактов – значение которых до конца непонятно. 

Более того: говорить в такой вычурной форме о жизни глухих было бы вполне можно… Если бы речь шла о каких-то проблемах, специфических именно для них. Но, простите, а что, девочки из интернатов (да и не только оттуда), способные слышать и говорить, не идут в проститутки? Или хулиганы отбирают деньги только у глухонемых? Драки не возникают между способными слышать? В старом детском фильме «Безумная Лори» был эпизод, в котором врач долго и тяжело оперировал собаку-поводыря, которая была в очень плохом состоянии. И спас – вот только хозяин пса в это время умер. Этот небольшой эпизод, просто, без языка жестов снятый, как мне кажется, говорит о жизни слепых больше, чем нашумевшее «Племя» о трудностях глухих. 

По сути, если фильм ставил своей целью доказать, что глухонемые тоже могут играть, о них тоже можно рассказывать истории – то он справился со своей задачей. Но «оглушение» зрителя – ложный, показушный шаг, который только ослабляет воздействие картины. А сама рассказанная в ней история – довольно простая, жесткая, но никак не связанная с жизнью именно глухонемых. С другой стороны, режиссера можно понять: не будь подобного ухищрения с формой, эту чернуху о жизни подростков, никто и не заметил бы. 

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us