Пазл (сборник русского хоррора)
На улицах города проходит зловещая «игра»: бандиты убивают прохожих, отрезают части их тел, чтобы составить «паззл», новую версию чудовища Франкенштейна… Молодой парень приходит в качестве «временной няньки» ребенку, который боится приходящего по ночам Бабая… Дети решают вызвать Пиковую Даму, чтобы пополнить коллекцию вкладышей от жвачки. Все это и многое другое – только что появившийся в продаже сборник «Пазл», представляющий читателю русский хоррор.
Русский хоррор – для меня зверь неведомый, тем интереснее было с ним познакомиться. Причем, сборник «Пазл», казалось бы, с моей «колокольни», не самый очевидный вариант: ну не люблю я рассказы как жанр,так уж исторически сложилось. Мне привычнее медленно врастать в авторский мир и проводить там побольше времени. Тем интереснее, что, в целом, «пробный полет» прошел успешно: я прочитал книгу за несколько часов и многие рассказы мне понравились. Пройдемся по содержанию:
«Зефир в шоколаде» Александра Варго (Сергей Демин).
Неплохо, но все-таки не лучшая вещь в книге. На мой взгляд, против нее работает несколько факторов: во-первых, меня не слишком интересуют проблемы «гламурных падонков» вообще и главного героя в частности. Поэтому все эти сладострастные перечисления количества выпитого и заблеванного – не произвели особого впечатления. А самое главное, что даже дочитав рассказ до финала – лично я так и не понял, что же там на самом деле произошло и в каком порядке. Может быть, я тупой, а фанаты Линча будут от рассказа в восторге, но, на мой взгляд, это недостаток.
«Пазл» Александр Подольский
На мой взгляд – один из лучших рассказов сборника. На мой взгляд, из него получился бы отличный фильм – нечто в духе «Пилы» или «Хостела».
«Шрам» Мария Артемьева
Не по-женски жесткий рассказ со своеобразной задумкой, попахивающий «Книгами Крови» Клайва Баркера – помните рассказ о восстании рук? На мой взгляд, неуловимо похоже. В хорошем смысле слова «неприятное» произведение, за счет точного, едва ли не физически ощутимой «выписанности» этих событий.
«Грешница» Максим Кабир
В каком-то смысле, это оборотная сторона «Зефира в шоколаде»: на этот раз выписана жизнь не гламурной молодежи, а ребят «попроще» - но с демонстративно неприятными подробностями и серой, вязкой чернухой. Весь быт героев и сами они поданы с явным отвращением и, как мне кажется, с привкусом «достоевщинки». Возможно, автору кажется, что это и есть национальные особенности русского хоррора? Большинство моих любимых произведений в жанре строится на полностью противоположных принципах: короче всего они сформулированы в названии фильма Лючио Фульчи: «Муки невинных». К тому же, автор попытался, насколько я понимаю, вписать «христианские ценности» в рамки русского хоррора – на мой взгляд, не слишком удачно: развязка просто разочаровывает своим неуместным морализаторством.
«Терминатор против Пиковой дамы» Максим Маскаль
А вот это как раз пример «русского хоррора», написанного безвсякой натуги и надуманной «достоевщины». Детские байки, прекрасно знакомые,узнаваемые приметы времени – во всяком случае, мое детство в раннюю перестройкуэтот рассказ мне напомнил весьма ощутимо. На мой взгляд – один из самыхзапоминающихся рассказов.
«Вечером они смотрели телик» Сергей Карпов
А вот этот рассказ, напротив, как-то не запомнился, хотя и читался с интересом. Грамотно написано, но даже сказать особо-то нечего.
«Трапеза» Дмитрий Тихонов
Неплохо, но, как мне кажется, и этот автор пошел по пути«русский хоррор – христианский, замешанный на народных преданиях, как завещал великий Гоголь». Позиция, как мне кажется, ошибочная: современный человекскорее испугается ожившей машины, о которой писал Стивен Кинг, чем черта срогами – или колдуна. В результате читается рассказ с интересом, но не слишкомзатрагивает. Плюс – опять-таки, морализаторский душок, который практическивсегда портит произведение при неумелом с ним обращении.
«Бабай» Михаил Парфенов
И еще одно отличное произведение. Умело написанное, с интересным сюжетом и его неожиданными поворотами. Лично меня автору провести удалось – я таки не предугадал развязку. Опять-таки, отличная заявка на фильм, как мне кажется.
«Таймер» Александр Матюхин
Тоже очень качественное произведение, главное достоинство которого – необычно задуманный и удачно выписанный главный герой. А самое интересное: ни тебе особой мистики, ни навязчивой морали, но, если проникнуться этим рассказом, самой логикой безумия, которую он излагает, то может стать действительно жутко. Хотя неуловимо схожие мысли все-таки высказывались у Михаэля Энде, в его сказке «Момо», да и не только там, возможно. Что нисколько не умаляет оригинальности рассказа.
«Паразиты памяти» Михаил Киоса
Еще одна удачная работа, тоже попахивающая несколько «сплаттер-панком». И снова – русский хоррор, который получился именно из-за того, что автор не пытался впихнуть в рассказ ничего специфически русского.
«Метео» Александр Подольский
А это – довольно удачный пример обращения к фольклору. Народные предания (сам я не знаю, а у автора и не спрашивал), помещенные в настолько достоверно выписанный контекст нашей современной жизни, что и сами по себе становятся «достовернее».
«Шатун» Мария Артемьева
Достаточно интересный рассказ, хотя и послабее, чем предыдущее произведение того же автора. Главный недостаток, как мне показалось, довольно-таки шаблонный «сеттинг» и герои: заброшенные станции, в которых существуют дикие культы, скинхэды, которые сталкиваются с гораздо более страшными людьми – типовой набор «фильмов категории бэ» во всей красе. Лично мне почудилось даже некоторое сходство с серией «Сталкер» - по самой атмосфере и антуражу.
«Кошкин дом» Александр Варго (Алексей Шолохов)
Я здесь лицо пристрастное, в силу своего отношения к домашним животным, но на мой взгляд – мерзкий рассказик, без которого сборник бы только выиграл. Задумка здесь уровня желтой газетенки. Навыки письма у автора есть, не спорю – но этого мало.
В целом, «русский хоррор» оказался явлением вполне жизнеспособным, особенно когда он не пытается быть натужно русским и нести в массы «глубокие, философские идеи и духовность», уровень которых, как правило, не превышает школьных прописей. За несколькими авторами (Подольский, Парфенов, Артемьева) любителям жанра могу искренне посоветовать следить.