Папайа

]]>
]]>

Papaya dei Caraibi, 1978

Papaya dei Caraibi

Ученые, помогающие строить на тропическом острове атомную электростанцию, пропадают один из другим. Оказывается, аборигены против строительства, которое нарушит их "единство с природой", а потому местная девушка соблазняет и заманивает в ловушку одного ученого за другим.

Режиссер: Джо Д’Амато

В ролях: Мелисса Кименти, Сирпа Лейн, Морис Поли, Даккар

Так же этот фильм известен под названием "Папайя, богиня каннибалов" и его вариациями, почему часто оказывается в списках так называемого "каннибальского кино", как и некоторые другие фильмы Джо Д’Амато. Сразу надо отметить, что под критерии этого поджанра он попадает не до конца: во-первых, "аборигены" здесь вполне цивилизованны, живут они далеко не в джунглях, а во-вторых, сцена каннибализма здесь есть только одна, на несколько секунд и явно вставленная просто, чтобы отстали продюсеры. В начале, правда, есть эпизод с откусыванием члена, но этот фокус повторяется во многих фильмах тех времен. Насилие над животными, к слову сказать, тоже практически нет: есть петушиные бои и кадры разделывания свиной туши.

По сути, просмотр фильма вызывает весьма странное ощущение: в "Папайе" словно механически объединили два сюжета, причем один из них мог бы стать шедевром.

Начало фильма слегка попахивает бредом: девушка топлесс, в одной полупрозрачной юбке, заходит в хижину к мужчине, начинает его домогаться (причем в середину кадра с "обнимашками", зачем-то вклеили ее прыжки на мужчине, которые переходят обратно в тот же самый кадр "обнимашек"). После этого как раз и происходит пресловутое откусывание члена - и девушка выходит из хижины полностью одетая, в подпоясанной блузке и юбке. Зачем она одевалась рядом с агонизирующим любовником, где взяла эту одежду - неведомо даже сценаристам. После этого двое подручных девушки (это и есть Папайя, как не сложно догадаться) сжигают хижину вместе с трупом. И начинается основное действие...

Инженер со стройки и приезжая журналистка получают шанс посмотреть на местные обряды, проводимые вдали от глаз посторонних. Пользуясь подсказками странноватых гидов они пробираются по заброшенному городу с пошарпанными домами, по дороге встречая пустую коляску, которую непонятно куда тащит лошадь - и видя кресло-качалку, которое качается себе в совершенно пустой комнате. Эти сцены, если посмотреть на них под определенным углом, очень неплохи: на их основе мог бы получится неплохой параноидальный триллер, в котором герои лезут в явно опасную ситуацию, явно не соображая, что их ждет, в отличие от зрителя, напряжение у которого постоянно растет. Атмосфера в этих эпизодах, если настроиться на нужную волну, кажется почти сюрреалистической. Когда они попадают-таки на обряд, то их заставляют стать его частью, опаивают некоей непонятной жидкостью. Далее в программе оказываются те самые несколько секунд каннибализма и, разумеется, оргия - впрочем, снятая без особых откровений, сразу надо сказать. Как обычно, многие из "дикарей-каннибалов" (женщины, в основном) - обладательницы вполне европейской внешности.

Именно эта сцена могла бы стать точкой перехода, после которой белые пришельцы оказались бы на "неизведанной территории" - хотя бы метафизически говоря, они перешли бы от цивилизации к миру дикарей-каннибалов. Собственно, так или иначе именно в этом переходе - суть большинства фильмов "каннибальского кино".

К сожалению, этого не случилось: сразу после сцены "обряда" фильм разворачивается в совершенно ином направлении и становится историей о борьбе аборигенов против электростанции. То есть: вялая интрига с инженером, у которого надо, между сексом, выяснить имена остальных его коллег - других способ раздобыть эту информацию дикари не знали, что поделать. Все это перемежается пламенными проповедями против прогресса и за единство с природой и, разумеется, щедро вставленными эротическими эпизодами, которые возникают независимо от того, нужны ли подобные вставки сюжету.

Интересно, впрочем, то, что легкий параноидальный оттенок так никуда и не делся, его еще можно уловить. Обратите внимание, как безвольно ведет себя с Папайей инженер-любовник, как странно он потом разговаривает с журналисткой, которая его наконец нашла. Такое впечатление - впрочем, в самом фильме это никак не подтверждается - что его опоили или загипнотизировали. Вполне возможно, что эти оттенки возникли в фильме совершенно не намеренно - но это уже следующий вопрос.

Финал отчасти возвращает мотив "параноидальной" истории о сектантах: белая журналистка переходит на сторону дикарей и помогает им заманивать новую жертву. Если бы авторы выкинули бредовую идею про стройку электростанции и сосредоточились именно на этих мотивах - могло бы получиться интересно, нечто в духе более приземленной версии "Плетеного человека". Но и в таком виде фильм смотрится довольно легко и не без любопытства.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us