]]>
]]>

Isle of the Dead, 1945

Isle of the Dead

Генерал Ферид с военным корреспондентом приезжают на греческий остров, где была захоронена жена генерала. Ее гробница разграблена, но самое худшее даже не это: на острове началась чума и генерал решает, что ни он, ни местные жители не в праве покинуть остров, пока болезнь не уйдет. Но, возможно, что ее вызывают не естественные причины, а зловещее чудовище, притаившееся среди людей.

Режиссер: Марк Робсон

Продюсер: Вэл Льютон

В ролях: Борис Карлофф, Эллен Дрю, Марк Крамер, Алан Напье, Джейсон Робардс ст.

Итак, Льютон продолжает разрабатывать свою уникальную стилистику, которую я уже обозначал как "мистика Шрёдингера": в каждом фильме события выстраиваются так, что их можно воспринять как мистические или реалистические, как заблагорассудится. Здесь одной из героинь высказывается версия, что девушка и сама не знает, что она чудовище, теряя память при превращении. И в фильме, в общем-то, нет ничего, что способно опровергнуть эту версию. С другой стороны, нет и доказательств ее вины, а значит, при желании, фильм можно воспринять как рассказ о том, как обычные люди, попав в опасные обстоятельства звереют и подчиняются суевериям - примерно как это было в блестящем и жутком "Дьяволы" у Кена Рассела - с той разницей, что Льютон все-таки подает свою тему мягче и с героями обходится милосерднее.

Интересно, что источником вдохновения была картина Арно́льда Бёклина "Остров мертвых" и в фильме есть кадры, воспроизводящие ее композицию - вид того самого острова, на котором и происходит действие фильма. Художник даже упомянут в титрах. Как известно, автор создал несколько версий своего произведения, лично мне больше всего нравится вот эта, так называемая "третья версия".

Isle of the Dead

Любопытно и в фильме то, что злодея как такового в фильме нет - даже герой Карлоффа, генерал, и тот, в меру своего понимания, пытается защитить и оградить людей, пусть даже это и приводит к жестким мерам. В самом фильме это говорится прямо, пусть и несколько мимолетно, но к тому времени столько-нибудь внимательный зритель и сам уже уловит эту особенность персонажа.

Меж тем, на роль чудовища здесь пригласили ворволаку (vorvolakas) - героиню греческого фольклора: в частности, этим термином в греческий версиях "Дракулы" часто переводят слово "вампир". Правда, сама по себе ворволака людям вредит, но кровь сосать, вроде бы, не особенно привыкла. Не могу не напомнить, что у Глена Кука в "Черном отряде" упоминается крайне опасное чудовище "форвалака", которое схоже с оборотнями. Мотив оборотничества, пусть и не явно выраженный, есть и в "Острове мертвых". В этом фильме вообще довольно любопытно играют с мифологией: скажем, трехглавая статуя, на которой несколько раз фиксируется внимание зрителя - никто иной как Цербер, страж Гадеса, не дающий пересечь реку Стикс. Да и вообще - греческая мифология как основа американского ужастика 40-х годов прошлого века? Мне кажется, Льютон снова опередил свое время.

По ходу съемок Борис Карлофф был вынужден прерваться на хирургическую операцию, в результате, когда артист восстановился и пока ждали остальных участников съемок, Льютон и Карлофф успели снять еще один фильм - "Похитители тел", о котором разговор будет на днях. Тем временем отмечу, что игра Карлоффа и сам его персонаж здесь на меня производят большее впечатление, чем в классическом "Франкенштейне" - я бы поставил эту картину где-то рядом с обожаемой мною "Мумией".

В принципе, "Остров мертвых" - не самый динамичный и захватывающий фильм, но в нем есть своего рода подспудное напряжение, интересно выстроена атмосфера, да и снят он крайне любопытно. При просмотре не раз возникает мысль о том, что режиссер Марк Робсон начинал как монтажер у Жака Турнёра, в частности, на легендарном "Я гуляла с зомби". И, когда Турнёр пошел на повышение и стал недоступен для Льютона с его минимальными бюджетами, тот позвал "ученика" - и атмосфера осталась более или менее той же. В этом его фильме, кажется, над многими кадрами витает тот дух, который позже будет очень силен в фильмах Марио Бава - а в одной сцене отзовется и гораздо более поздний наследник: Френсис Форд Коппола. Сцена, в которой Мэри в развивающихся белых одеждах идет по саду сильно напомнила мне ночную прогулку Люси из "Дракулы Брэма Стокера".

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us

  • Комментариев: 0

  • Вконтакте

  • Facebook

    Оставьте комментарий!

    grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

    Комментарий будет опубликован после проверки

    Имя и сайт используются только при регистрации

    (обязательно)