Волшебные Сказки Гриммов представляют: Небывалия (русское издание)

17 октября 2015 г.Просмотров: 1668RSS
Рубрики: Обзоры » Комиксы и мангаМетки: , ,
]]>
]]>

Grimm Fairy Tales present Neverland

Grimm Fairy Tales present Neverland

Нэйтан Кросс - человек, которого уже двадцать лет считают сумасшедшим. Когда-то его похитили, вместе с младшим братом - прямо из кроватей. Нэйтана несколько дней спустя нашли в его спальне, измученного и израненного, но его брат так и не выжил. Рассказы о пережитом довели ребенка до психушки, потому что ему никто не верил... Но вот, много лет спустя, тот же злодей явился за Джоном и Майклом, племянниками Вэнди - и она на все готова, чтобы вернуть их.

Итак, еще одна арка из комиксов "Зенескоп", которая получила русское издание... и сейчас, когда на экранах триумфально проваливается очередная попытка снять о Питере Пэне достойный фильм - самое время посмотреть, что получилось в комиксе.

Видимо, есть что-то в образе Питера Пэна такое, что ускользает от попыток интерпретации: на моей памяти только великий Леонид Нечаев сумел снять фильм, к которому и сегодня практически нет претензий. Спилберг со своим "Крюком" предложил версию любопытную, но очень неровную. Богомерзкий фильм 2003 года я вообще могу охарактеризовать только матерно. "Зенескоп" пошли своим путем - и, забегая вперед, скажу, что не прогадали.

Дело в том, что Питер - архетип, в котором очень сложно что-то менять. Напрашивается, конечно, дорожка, по которой пошли в сериале "Однажды": Пэн - злодей, Крюк - хороший. Комикс идет именно по этому пути, и не исключено, что сценаристы сериала отсюда и подчерпнули парочку идей.

В оригинале Питер - мальчишка, не пожелавший вырастать, причем одна из основных причин - в том, что мир взрослых пропитан ложью. Для Питера каждое столкновение с ней - словно первое, он оказывается обезоружен. Более того - и это тоже важная черта: он могущественен в своей стране Небывалии, но формально он - не правитель. Нигде в книге об этом не говорится прямо, но суть его - в невероятной способности верить, "играть всерьез". В фильме Спилберга, кстати, как раз эта черта персонажа передана великолепно: вся суть истории в "Крюке" в том, что даже пиратам, не говоря уж о других обитателях этой страны - без Питера жизни нет. Вспомните так же влюбленную в него фею Динь-Динь: как ее воскрешали? Только Питер оказался способен докричаться до спящих детей.

В комиксе "Зенескоп" нас встречает какой-то совсем другой Питер: в противоположность герою Спилберга, который покинул Небывалию и там вырос, здешний Пэн не пожелал покинуть волшебную страну, он вырос прямо в ней, попутно переделав все, что только мог. Влюбленная в него фея, к примеру, осталась последней в своем роде - остальных Пэн... истребил. Более того, у него есть "зверюшка" - жуткое чудовище, охраняющее выход из замка Пэна (ага, замка, Барри!) и явно в анамнезе бывшее тем самым крокодилом. А самое главное изменение - в том, что Питер комикса как раз и обладает формальной властью в Небывалии, но она зиждется на страхе, а не на авторитете. Более того - он, своего рода, энергетический вампир, который высасывает жизненные силы из Потерянных мальчиков, которые, в свою очередь, превращаются в нечто вроде зомби, злобных охранников самого Питера. Как видите, образ Пэна поменялся, но в нем сквозят знакомые по сказке Барри мотивы, искаженные, жуткие, но узнаваемые... Тем интереснее их отслеживать.

Сильнее всего в этом комиксе преобразилась Вэнди: во-первых, Майкл и Джон ей больше не братья, а племянники, правда, воспринимаемые как родные дети. Во-вторых, их родители погибли, причем каким образом - непонятно, а сама Вэнди, судя по глухим обмолвкам в комиксе, уже была в Небывалии, но сама не помнит этого. И, разумеется, ее функция в сюжете оказывается иной: Питер-то мечтает превратить ее в свою Королеву - этакий искаженный мотив оригинала, где она должна была стать "матерью Потерянных мальчиков", предводителем которых как раз и был Пэн. Но сама Вэнди хочет только вернуть Майкла и Джона, если для этого понадобиться уничтожить Питера - то так тому и быть.

Интересно выглядит ситуация с Крюком: строго говоря, его в комиксе вообще нет. Есть главный герой, которого зовут Нэйтан Кросс (что означает "крест", а не "крюк"). У него действительно есть крюк вместо откушенной местной версией крокодила руки, но этот крюк даже выглядит иначе. Более того, он связан с пиратами, но не так как в книге: их предводитель, бывший король Небывалии, свергнутый Питером, помог ему сбежать в первый раз. Сам Питер, к слову, вовсе не воспринимает Нэйтана как своего архи-врага и даже не сразу вспоминает его при встрече. Словом, Кросс - не Крюк, и воспринимать одного в качестве другого будет большой ошибкой.

Что касается комикса в целом: во-первых, он таки вписан в саму вселенную "Зенескопа" - здесь мимоходом появляется Фэнтон, намекая, что у них с Питером какие-то общие завязки и планы. Во вторых, даже внутри самой мифологии страны Никогда мы оказываемся сразу в центре событий: они начались до нашего появления и явно продолжаться позже. Конфликты намечены, но не раскрыты до конца - меня, например, ни на шутку интересовало, что же произошло в первое появление Вэнди в Небывалии. При этом такие лакуны в повествовании, похоже, намеренно выбранная стратегия: в результате очередной сказочный мир предстает перед нами "живым", нет ощущения, что его создали только сейчас и с окончанием истории он исчезнет.

Общий результат немного парадоксален: если вы поклонник Питера Пэна, которому интересно почитать еще одну историю о своем любимце, насладившись тонкими вариациями любимого образа, то комикс рискует вас разочаровать. Здесь с героями Барри обращаются весьма вольно, приспосабливая их, в том числе, и к нуждам вселенной "Зенескоп" в целом. Словом, это очень альтернативная история....

Если вы поклонник вселенной "Сказок братьев Гримм", то вам это произведение придется гораздо больше по вкусу: здесь есть упомянутая выше и очень интригующая перекличка с основной серией и есть неуловимое ощущение, что данная история только вводит персонажей, знакомит с их миром - но я нас явно еще ждут новые встречи. Как уже знают поклонники комикса, ощущение не обманывает: основные персонажи нам еще встретятся.

В оригинале эта минисерия выходила в трех версиях: в виде восьми одиночных выпусков, синглов, и как сборники, ТПБ и хардковер. Мимоходом отмечу, что с точки зрения западного коллекционера - синглы и хардковер престижнее, а ТПБ - вариант, скорее, обиходный, для ознакомления. Именно как синглы "Небывалия" издана на русском, но номеров только семь - при этом, русский читатель ничего не потерял, нулевой выпуск заботливо включен в первый номер цикла. Более того, один из номеров даже выпускался в двух версиях - с альтернативной обложкой, что не может не быть бальзамом на сердце коллекционера. Некоторые альтернативные обложки можно найти в финале соответствующих выпусков. В общем, русское издание вполне достойно внимания собирателя. Есть, правда, отдельные переводческие решения, которые я бы назвал спорными: к примеру, перевод термина "realms" ("царство") как "измерение". Хотя спорить не буду, что по контексту это вполне подходит: Небывалия - отдельный сказочный мир, которым правит Пэн.

Напоследок отмечу, что на этой странице, как и в случае с "Инферно" представлена галерея обложек оригинального издания - но здесь вы видите только те, которые вошли в русскую версию.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us