]]>
]]>

Back to the Future 2, 1989

Back to the Future, 1985

Марти только что вернулся из прошлого, в свою, улучшенную версию настоящего, как ему надо отправляться снова - но на этот раз в будущее, где в опасности оказался его сын.

Режиссер: Роберт Земекис

В ролях: Майкл Дж. Фокс, Кристофер Ллойд, Лиа Томпсон, Томас Ф. Уилсон, Элизабет Шу

Те же и там же, с заменой двух актеров - да и сама история, одновременно, и новая, и неуловимо похожая - да еще и пересекающаяся с первым фильмом. Впрочем, все это, наверное, вы знаете и без меня... И все-таки, это было странное, забавное и очень "теплое" ощущение: пересматривать этот любимый с детства фильм в тот самый день, когда происходит его действие. Будущее, которое посетил Марти Макфлай вчера стало нашим настоящим - и можно было с доброй улыбкой смотреть одновременно на экран и календарь. Лично я так и сделал - незабываемое ощущение.

Забавно, что не подглядывая в титры не все догадаются, какие именно актеры были заменены. Меж тем, в фильме не вернулся Криспин Гловер: отца Марти сыграл другой актер, но в фильме были использованы кадры из первой части. Причем Гловер, не дававший на это разрешения, подал на Спилберга в суд и выиграл дело. Заменена была и Дженнифер: ее роль здесь сыграла Элизабет Шу, а не Клаудия Уэллс. Первая сцена фильма, воспроизводящая финал первой части была переснята - и даже Док говорит немного иначе, но в пылу просмотра это можно и не заметить.

и все-таки заметно, что второй фильм несколько уступает первому - в естественности, в самой ритмике повествования, в железной сцепленности элементов сценария.

В оригинальном фильме все работало на общую картину: вспомните вступление, "знакомство с героем", где все так или иначе отзовется в сюжете. Второй фильм с самого начала заставляет Дока прихватить в будущее и Дженнифер - хотя, казалось бы, он скрывает тайну Машины Времени. Более того: в сюжете она, собственно, и не нужна - разве что для сцены встречи с самой собой, но этот эпизод забавен - и совершенно не обязателен.

Второй фильм насыщен приключениями под завязку, по сути, там сюжетов: спасение сына Марти перетекает в догонялки с Бифом, который "подправил" свое положение. Причем, любопытно, что в основе сюжета - чисто киношный прием, "параллельный монтаж". Помните в финале первой части, мы видим, как Док возится на часах, а Марти разгоняется на машине, причем нам постоянно показывают то одного героя, то другого и на их пути все время возникают новые препятствия - даром, что остались считанные секунды? По сути, это и есть параллельный монтаж - причем один из лучших примеров, которые мне встречались.

Большая часть второго фильма - расширенное воспроизведение этого приема: возьмите сцену возвращения на вечеринку - у Марти остается все меньше времени, а на пути возникают все новые препятствия. Другой разговор, что в этот раз они выглядят несколько навязчивее, а потому не срабатывают так сильно.

В принципе, "мотор" сиквела, как ни странно, поменялся: в первом фильме Марти пытался исправить свой ненамеренный "косяк", он подложил "свинью" родителям, поставил под угрозу свое существование - и честно пытался вернуть мир к норме. Во втором фильме есть нюанс: у Марти возникает идея нажиться на бескорыстном изобретении, ей пользуется Биф - превращая мир в чудовищный кошмар с точки зрения Марти и его окружения. Главный герой снова пытается вернуть статус-кво, но ощущение от этой истории уже совершенно иное: возможно, потому, что попытки показать мир вокруг как своего рода антиутопию смотрятся не слишком убедительными. Опять-таки, в уютном и недешевом доме Марти живет негритянская семья - могли ли они позволить себе такой дом в "нормальной реальности" - еще вопрос. Да и начинается все с желания изменить ход истории, выручив сына Марти, что для Дока, озабоченного темпоральными парадоксами, изначально выглядит странновато и неоднозначно с моральной точки зрения.

Есть вопросы и другого плана: грим актеров, да и их игра в сцене в доме Марти в будущем выглядит неоднозначно - "старшее поколение" заметно переигрывает, впадая в такое кривлянье, что смотреть становится неудобно. В наши дни старики так не выглядят - я теперь точно знаю. Да и сама эта сцена, целиком, не слишком-то нужна сюжету. В противоположность этому сцена в доме Марти из альтернативного 1985 года - великолепно сделана и сыграна. Посмотрите _ без дубляжа, в оригинале - сцену ссоры супругов: это яростное шипение Лоррейн, злобное рычание Биффа. Более того - это не только изумительно звучит, весь эпизод буквально пропитан ощущением "истинности", в нем, в отличие от сцен с будущей семьей Марти, есть ощущение, что это живые люди, со своей жизнью, фрагмент которой мы увидели.

Все вышесказанное отнюдь не означает, что фильм плох - это по-прежнему одна из лучших картин в своем жанре и она изумительно смотрится до сих пор, но все-таки немного уступает первому фильму.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us
Комментариев: 1
    
    • Комментариев: 1

    • Вконтакте

    • Facebook

    •  Руслан | 1 августа 2016 в 10:20:39

      Действительно, фильм с одной стороны умудрился взять лучшее из предыдущей части, но при этом и создать несколько провисающих сцен и неоднозначных сюжетных поворотов. Возможно, виной тому было желание сценаристов сделать все "как прежде, но по новому", что и обуславливало вторичность - может быть, опасаясь, что новые ходы оттолкнут фанатов.

      В принципе, мотив вмешательства Дока оправдан: ведь Марти спас его жизнь, да и, судя по эпизоду со склеенным письмом, не настолько уж доктор Браун большой ревнитель незыблемости времени. Логично, что Доку хочется отблагодарить друга, тем более вопрос не просто в том, чтобы улучшить жизнь детей и самого Марти, а в спасении от травмы и смерти детей при неудавшемся побеге из тюрьмы. Но если честно, мне не понравился ход с тем, что МакФлаи в будущем скатываются к таким же тюфякам, какими были в настоящем до событий первого фильма. Просто это очень уж сильно напоминает "ген неудачников" - если Марти исправил ситуацию, то её стоило оставить на том уровне, а не снова повторятся.

      Согласен, что Дженнифер в истории оказалась полностью лишней: кроме комических сцен с самой собой из будущего она просто не нужна. Вообще, когда фильм не пытается обыграть навязчивые курьезы, он смотрится великолепно, причем что в будущем, что в прошлом. Вдобавок, насыщенность событиями не позволяет скучать - однако в первой части была какая-то ностальгическая атмосфера, которую улавливали даже мы, не жившие в те года в США. Во втором фильме возвращение назад в прошлое уже кажется хоть и занятным ходом, но слишком скоротечным.

      Сцена с альтернативным настоящим показалось какой-то навязчивой. Во-первых, она поднимает много вопросов (Биф, конечно, негодяй, но не настолько инфернальный злодей, чтобы превратить город в невесть что - калибр у него поменьше). Тем более, будущее, в которое вернулся старый Биф, тоже должно было сразу измениться вместе с Марти и Доком - но это не показано, что поднимает вопрос о логике всех этих временных разветвлений.

      Но в целом, пусть фильм и воспринимался менее радостно, удовольствие от его промотора я получал в детские годы и получаю сейчас, пересматривая. Хороший пример удачного, хоть и просевшего сиквела.

    Оставьте комментарий!

    grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

    Имя и сайт используются только при регистрации

    (обязательно)