Муки невинных

]]>
]]>

Non si sevizia un paperino, 1972

Non si sevizia un paperino

В итальянской деревушке гибнут дети - и здешние жители хотят найти убийцу. Сначала преступником посчитали местного дурачка, потом вину возложили на местную ведьму...

Режиссер: Лучио Фульчи

В ролях: Флоринда Болкан, Барбара Буше, Фауста Авелли, Ирен Папас

На самом деле, насколько я понимаю, фильм называется "Не терзай утенка", но когда название картины волновало ее прокатчиков? Впрочем, "Муки невинных" - тоже звучит подходяще и даже, на мой взгляд, является идеальной формулой фильма ужасов - как минимум, в той его разновидности, мастером которой был Фульчи. Опять-таки, Фульчи не привыкать: как правило, альтернативных названий у его фильмов бывает много...

Другой разговор, что не смотря на несколько кровавых и гротескных сцен, фильмом ужасов эта его работа не является. Это, скорее, психологическая драма о фанатизме, предрассудках и нетерпимости, замаскированная под довольно качественное "джалло". Любопытно отметить два факта: во-первых, сам Фульчи называл эту работу среди своих любимых, а во-вторых, по "доброй" традиции, она подпала под множество цензурных запретов и ограничений: в частности, прокат в Европе был ограниченным, а в США на dvd фильм был впервые выпущен только... в 2000 году. Причиной тому была не кровавость фильма (на самом деле, кровавых сцен там всего парочка минут на пять общей продолжительности), а критика католической церкви, которая прямо вытекает из сюжета.

Любопытно, что не смотря на мощнейшую психологическую драму, которую выстраивает режиссер, он не забывает и работать на детективную интригу. Периодически нам подсовывают новых кандидатов: уже с самого начала, со сцены подглядывания, нас настраивают на том, что какая-то связь здесь есть. Лично я, в разные моменты просмотра, подозревал персонажа четыре - хотя деревенский дурачок сразу не казался мне достойным внимания. Обращает на себя внимание и то, что, не смотря на формальное сходство с джалло - вплоть до черных перчаток, которые мелькают в кадре, здесь нет эстетизации убийства, которая характерна для жанра в целом. Более того, жертвы даже гибнут за кадром.

Хороша оказалась актерская игра: Барабара Буше ("Любовницы Дон Жуана") умудрилась, играя на нюансах подачи своего персонажа, несколько раз на протяжении фильма менять отношение к своей героине. Ну и Флоринда Болкан, будущая графиня Камастра из "Спрут" и "Спрут 2", здесь невероятно хороша: ее последняя сцена здесь - едва ли не самый яркий момент всего фильма.

Есть забавная киноманская деталь: в разговоре героини Барбары Буше с Андреа проскальзывает цитата "под именем любым другим" - из монолога в "Ромео и Джульетте" про розу и ее имя. Одновременно это еще и название эпизода "Звездного пути" (2 сезон, 22 эпизод), в котором играла Барбара Буше. Не уверен, правда, что Фульчи вставил эту перекличку намеренно - но тем забавнее, если вдуматься.

В целом, фильм качественный, красиво снятый и сыгранный. Для поклонника Фульчи он вдвойне интересен, как пример того, каким сам мэтр видел свое творчество, какие фильмы он, видимо, хотел снимать. Но лично в моем рейтинге он все-таки не превзойдет другие его шедевры, те, в которых и правда сквозит что-то потустороннее и автором, возможно, не замышлявшееся.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us