]]>
]]>

Le notti del terrore, 1981

Профессор находит в старом замке некую таблицу, символы на которой, очевидно, способны пробуждать мертвецов. И восставшие из могил трупы тут же нападают на самого профессора... А вскоре в этот замок, не подозревая об опасности, приезжают его друзья.

Режиссер: Андреа Бьянки

В ролях: Карин Уэлл, Джанлуиджи Чирицци, Симона Маттиоли, Антонелла Антинори, Роберто Капорали, Питер Барк, Марианджела Джордано

И снова: для начала краткое содержание предыдущих серий, потому что оно уморительно смешно. В начале Ромеро снял "Рассвет мертвецов" , который Дарио Ардженто прокатывал в Италии как "Зомби". Потом новый фильм Лучио Фульчи, сходный по тематике, назвали "Зомби 2" , чтобы заработать на волне успеха американского ужастика. Итальянская подделка сама оказалась шедевром, пусть и в совершенно другом роде - и получила кассовый успех. Но от возможности снять "Зомби 3" Лучио Фульчи уклонялся аж до 1988 года. Кинорынок, как и природа, не терпит пустоты, так что за него постарались как минимум два других режиссера - и сегодня мы поговорим о попытке Андреа Бьянки.

Отметим еще несколько забавных фактов: Питер Барк - карлик, которому на момент съемок было 26 лет, но он играет 12-летнего мальчика и, в результате, оказывает довольно странное впечатление. Особой карьеры в кино он, впрочем, не сделал - это его единственная крупная роль: четыре других обошлись даже без упоминания в титрах. Марианджела Джордано, сыгравшая его экранную мать, единственная актриса, которую раздели в этом фильме, была в то время женой продюсера картины. Парочка получилась своеобразная, едва ли не самая запоминающаяся во всем фильме - тем паче, что непонятно зачем их героям добавили инцестуальных мотивов. Впрочем, актерская игра здесь - мягко говоря, не самое сильное место картины.

Снимался этот фильм ужасов на натуре, в настоящем замке, а мастерская, показанная ближе к финалу - та же, что и в фильме Дарио Ардженто "Преисподняя". А теперь перейдем к самому интересному  в фильмах о зомби - к собственно живым мертвецам. 

Грим здесь вызывает неоднозначное впечатление - занимался им тот же специалист, что работал и с Лучио Фульчи: обратите внимание, кстати, на сцену с женщиной, которую зомби тянет через разбитое стекло. Сделана она попроще, но явно под влиянием культового эпизода со щепкой из "Зомби 2". Сами мертвецы по заветам того же шедевра выглядят достаточно мерзко: в частности, на их лицах часто видны копошащиеся клубки червей. При этом, о правдоподобности говорить не приходиться: у некоторых зомби отлично виден нос, который вряд ли мог бы сохраниться - особенно, если перед нами этруски, как утверждается в начале фильма - зато зубы у них выглядят не слишком похожими на человеческие и расположены, мне кажется иначе. У некоторых зомби даже форма черепа странноватая, слишком вытянутая, как мне показалось. 

Мифологией зомби как таковой не слишком заморачивались: восстали они после того, как профессор повозился с древней табличкой, на которой видно нечто вроде смайлика и перевернутая русская буква "А". Говорить эти зомби не могут, но зато довольно сообразительны, неплохо пользуются подручными инструментами и даже могут карабкаться на второй этаж по каменной стене. При этом, они охочи до человеческой плоти и тот, кого они покусали тоже становится, через какое-то время живым мертвецом. Правда, как минимум на одной из жертв, насколько я помню, укусов особо-то видно не было, но это не помешало ей восстать из мертвых. 

Особенно хорошо непродуманность мифологии видна ближе к финалу - СПОЙЛЕР - когда наши герои забегают в монастырь и обнаруживают, что он полон живых мертвецов. Откуда? Кто их успел перекусать? Древними этрусками монахи быть не могут, а те, кто восстали по вине профессора, вроде как, осаждали наших друзей, а не по округе бегали. 

Впрочем, с сюжетом обошлись еще проще, чем с мифологией: по сути, его взяли на прокат из "Ночи живых мертвецов": группа людей пытается укрыться в доме от мертвецов, которые его штурмуют. Многие элементы, вплоть до попытки бегства, так и ли иначе присутствуют. Но, разумеется, нет и попыток проработать психологию персонажей и снабдить действо пресловутым "социальным комментарием". 

В целом, для любителей зомби-жанра вообще и итальянских ужастиков в частности - просмотр может оказаться небезынтересным. Неподготовленный зритель может впасть в ступор от нескрываемого желания шокировать и, мягко говоря, странноватой логики этого фильма - если допустить, что она в принципе существовала, а это вопрос дискуссионный. Тем не менее - зрелище любопытное, а временами даже атмосферное, чему способствует своеобразных, типичный для итальянского хоррора, саундтрек. 

Напоследок не могу не отметить очередной успех авторского перевода. В фильме есть сцена, где одна героиня упорно кричит другой в мужском роде: "Ты убиЛ моего сына". Это не считая многочисленных задумчивых пауз на простейших фразах.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us
Комментариев: 2
    
    • Комментариев: 2

    • Вконтакте

    • Facebook

    •  Руслан | 17 сентября 2016 в 08:36:04

      Логики, на мой взгляд, в этом фильме действительно нет: попытка связать как-то происходящее с этрусками вышла блеклой и формальной. Конечно, для Италии это все равно что индейские проклятия и захоронения в США, но пример того, как все можно хорошо обыграть, можно увидеть в фильме "Омен". Там старое этрусское кладбище и события на нем куда более атмосферны и страшны, чем все случившееся здесь.

      Зомби уродливы, но давят не на страх, а на омерзение. Впору им и герои: страшноватый озабоченный мальчик мне показался настолько лишним, что впору задуматься, не ставил ли режиссер целью просто шокировать без всякой попытки снять именно кино. Или это такая простая мораль "не занимайтесь сексом, если дети подглядывают, а то ребенок будет извращенцем"? Но, судя по поведению этого "ребенка", там уже с головой сильно не в порядке даже без всяких поводов.

      Сам особняк и хождения по тему, конечно, в чем-то хороши: смесь готики и стиля барокко ощущается, но совершенно не чувствуется желания переживать за героев. Это исключительно люди-функции, которых надо показать в заурядных ситуациях и раздеть для радости зрителя - не больше. Тот случай, когда даже гибель персонажей раздражает, потому что предсказуема.

      Можно упомянуть и массовое распространение мертвецов: если честно, такое глупое подражание Ромеро почти в каждом фильме бесит. Куда не глянь, итальянские ужастики заканчиваются тем, что вроде бы спасшиеся герои видят, что нежить захватила уже все вокруг, и гибнут. И если у Ромеро массовое оживление было объяснено, то здесь табличка со смайликами как причина кажется настолько нелепой, как и большая часть происходящего.

      Когда-то Стивен Кинг очень метко сказал "нельзя написать 400 страниц и потом завершить историю тем, что героя съела свинья". К сожалению, большой гвоздь в крышку гроба итальянского хоррора, как по мне, внесли эти поделки, заставляющие считать жанры просто трэшем без смысла. И если режиссер думал, что таким способом проявит дань уважения Ромеро, то ему было бы неплохо задуматься, что именно сделало оригиналы классикой.

    •  vxga | 18 сентября 2016 в 09:58:33

      Ну, характерная особенность итальянского хоррора тех лет в том, что режиссер думал о зарплате, а не о Ромеро, продюсеры - о выручке... Фильмы склеивались как попало из того, что на данный момент могло принести кассовый успех. То есть, по сути, он и был "трэшем без всякого смысла", но иногда этот смысл появлялся попутно, не будучи самоцелью - и получались шедевры. А иногда фильм просто оставался развлечением как таковым. В этом и уязвимость итальянского хоррора и, как ни странно, его прелесть. Лично я больше не люблю обратный случай: когда фильмом так хотят "сказать что-то важное", что все остальное становится вторичным.

    Оставьте комментарий!

    grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

    Имя и сайт используются только при регистрации

    (обязательно)