Месть твари

]]>
]]>

Revenge of the Creature, 1955

Revenge of the Creature, 1955

В Черную Лагуну приехала уже другая группа американцев - и им удалось захватить чудовище в плен. Его доставили в океанариум и превратили в аттракцион, приманку для туристов. Но надолго ли он останется в заточении?

Режиссер: Джек Арнольд

В ролях: Джон Агар, Лори Нельсон, Рику Браунинг, Клинт Иствуд

Не могу не начать с похвального слова русским кинобазам - не будем тыкать пальцами, все и так знают, о ком речь. Если вы имеем дело c трилогией первая часть которой называлась "Создание из Чёрной Лагуны", то разве не логично, что второй фильм цикла называется "Месть твари", а третий, забегая вперед, именуется "Чудовище бродит среди нас". Во всех трех случаях, разумеется, в оригинале было слово "Creature" (существо, создание), но когда такие мелочи, как преемственость волновали русских переводчиков и прокатчиков? Последние, возможно, для разнообразия, не при чем - лицензионного русского издания ни одного фильма цикла мне на глаза не попадалось.

Как бы то ни было, продолжение киносериала было задумано еще до того, как первый фильм вышел в прокат и это, на мой взгляд, не удивительно: к тому времени за плечами "Юниверсал" были пять классических хоррор кино-циклов: "Дракула", "Франкенштейн", "Мумия", "Человек-невидимка" и "Человек-волк". Киностудия, благополучно снимавшая серии фильмов ужасов 23 года, надо полагать, понимала, что, запуская нового монстра, убивать его в первом же фильме - убыточно.

Более того, это был сиквел 3-D фильма, так же снятый в 3-D - первый подобный случай, если я не ошибаюсь. К сожалению, не смотря на высокое качество объемного изображения в этом фильме, "Месть твари" стала последним трехмерным фильмов для "Юниверсал" в те годы. Как бы то ни было, 3-D версия выходила на dvd и ее вполне можно найти.

С сюжетом, кажется, особо не заморачивались - первый фильм и не скрывал желания стать новой версией "Кинг Конга", второй просто позаимствовал фабулу у прототипа: чудовище из лона дикой природы привозят в город и превращают в аттракцион, оно, разумеется, вырывается на свободу - и, разумеется, похищает красавицу.

Забавно, что Лори Нельсон, исполнительница роли красавицы, не особо рвалась играть в этом фильме, так как "научная фантастика" и "хоррор" престижными, полезными для карьеры жанрами тогда не считались. Но она два года провела на RKO, ее "одолжили" Говарду Хьюзу, а когда вернулась - на "Юниверсал" сменилось руководство и новые боссы толком ее не знали. По ее словам, назначение на этот фильм тогда ее так разочаровало, что она решила уйти с контракта но вольные хлеба. Ирония судьбы в том, что это, пожалуй, самая известная для современного зрителя ее работа в кино, хотя она снималась, к примеру, у Дугласа Сирка, играла со многими зведами тех лет. А последней ее работой в кино стал "Голый монстр" 2005 года, пародирующий как раз таки фильмы о Гиллмэне - причем до этого она не снималась с 1998 года. Впрочем, она и сам в комментариях к фильму признает, что "Месть твари" - самый популярный ее фильм, просто тогда к жанру относились иначе. Играла она и у Роджера Кормана, причем Гиллмэн снова была замешан: она снималась в фильме "День, когда Земле пришел конец" - и, есть версия, что ее зазвали в этот фильм потому, что ее экранным партнером был Ричард Деннинг, снимавшийся в "Создании из Чёрной Лагуны". Этакая пасхалочка из времен, когда это слово еще не было входу. В любом случае, уход Лори Нельсон из кино, она сама объясняет просто: она вышла замуж, родила и решила стать женой и матерью, причем об уходе из кино особо не жалеет.

Возвращаясь к фильму: как раз когда она была на РКО, Нельсон научилась плавать с аквалангом - что и помогло ей на этом фильме, часть подводных сцен она играла сама. При этом в кадре с актерами зачастую находилось немало разных рыб и прочей морской живности - но самых опасных отгоняли специальные люди вне поля зрения камеры. Как говорят, проблемы возникли лишь однажды, когда черепаха откусили накладную ногу у чудовища. При этом, на тот момент костюм Гиллэмена остался лишь один - и, по рассказам, за черепахой устроили настоящую погоню, чтоб отобрать у нее откушенную деталь.

Без дублеров, тем не менее, не обошлось: Том Хэннеси и Джинджер Стэнли были дублерами в сцене, где Гиллмэн похищает красавицу из ресторана и прыгает с пирса. Во время съемок этой сцены, Хэннеси унесло течением и его спасли пара ребят на лодке, никак не связанных с фильмом. В сцене, где главные герои прыгнули с лодки, чтобы поплавать, а Гиллмэн пытался их преследовать - в подводных сценах опять же снимали дублеров, так что целовалась под водой Джинджер Стэнли.

Revenge of the Creature, 1955

Есть в фильме и пара любопытных камео. Эта девушка на лодке на лодке - Лоретта Агар, жена Джон Агара, исполнителя главной роли.

Revenge of the Creature, 1955

Сам Джон Агар, много лет спустя, снимется в римейке "Кинг Конга" - том самом, с Джессикой Лэнг и Джеффом Бриджессом. Сыграет он одну из жертв Деккера в мегакультовом "Ночном народе".

А вот этот лаборант, который найдет крысу в своем кармане - никто иной, как очень молодой Клинт Иствуд на заре своей карьеры.

Revenge of the Creature, 1955

Рику Браунинг, игравший чудовище в подводных сценах, появляется в роли лабораторного техника.

Revenge of the Creature, 1955

Любопытно, что Гиллмэна здесь, на самом деле играют три актера - и на 25 минуте вы видите, как два из них, в ролях пловцов, тащат третьего.

Revenge of the Creature, 1955

Напоследок стоит отметить, что сцена на борту корабля, где герои обсуждают события первого фильма отсутствовала в изначальном сценарии и была снята уже после окончания основных съемок - да еще и другим режиссером.

Возвращаясь от любопытных фактов к самому фильму: он, безусловно удался, отлично смотрится до сих пор, хотя некоторые решения в наши дни выглядят спорными. В частности, фокус в фильме все-таки сделан на людях, а не на чудовище: Гиллмэн здесь не главный герой, а движитель сюжета. В тех же "Кинг Конгах" и "Годзиллах" (японских, разумеется), чудовище нас интересует значительно больше, чем бегающие вокруг люди. К слову, в некоторых других "Классических хоррорах Юниверсал" акцент таки делался на чудовище, так что дело не только во времени создания. Сам Гиллмэн, впрочем, здесь тоже своеобразно смотрится: движения Рику Браунинга настолько изящны и показаны с таким вкусом, что пугать чудовище перестает напрочь - и "зловещая" музыкальная тема, то и дело звучащая с экрана начинает, скорее, раздражать, чем создавать атмосферу. Впрочем, настаивать не буду - есть свидетельства, что фильм в те временам считался довольно страшным. Забавно, кстати, что один из "способов пугания" - то, что несколько раз на протяжении фильма то одного, то другого персонажа неожиданно хватают за плечо. В те годы, как говорят, публика просто подпрыгивала на этих кадрах. Сейчас это кажется, скорее, проявлением юмора, особенно, учитывая, что Лори Нельсон подловила так Джона Агара, потом он ей отплатил той же монетой - а вот у чудовища на пляже этот фокус сорвался. Еще одна забавная находка в фильме - вставки с диктором новостей, который, с каждой новой вставкой горячится все сильнее, а потом даже снимает пиджак. Да и сами нападения чудовища показаны не без доли юмора.

Еще один плюс фильма - действительно красивые съемки, в том числе подводные - все эти обитатели океанариума, проплывающие в кадре, зачастую даже отвлекают от сюжета как такового.

Да, не обошлось без некоторого количества ляпов: скажем, когда два парня в машине замечают девушку, лежащую у воды - свет от фонарика идет под совершенно невозможным углом. Чуть позже, когда Гиллмэн с ними дерется - слишком явно, что отлетает от удара парень на тросах. Впрочем, крутости сцены это нисколько не умаляет - во всяком случае, в глазах поклонник стилистики.

Единственное, что меня несколько покоробило - довольно бессмысленные сцены с гибелью собаки: похоже, мексиканский гастарбайтер, снимая свою версию подобного сюжета, именно ими и вдохновлялся. Но в отличие от него, авторы "Мести твари" хотя бы не стали показывать на экране все подробности.

В целом, если оригинальную картину еще можно было отнести к хоррору, к монстр-муви, то сиквел стал ближе к фантастико-приключенческому боевику, но обаяния своего предшественника не растерял. Цикл о "Черной Лагуне" я по-прежнему не могу назвать своим любимым среди классических хорроров Юниверсал, но, кстати, не могу не заметить, что дизайн Гиллмэна как чудовища - просто великолепен.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us

  • Комментариев: 0

  • Вконтакте

  • Facebook

    Оставьте комментарий!

    grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

    Имя и сайт используются только при регистрации

    (обязательно)