]]>
]]>

The Revenge of Frankenstein, 1958

На самом деле Франкенштейн не был казнен - вместо него умертвили священника. Теперь он, под именем доктора Штейна, практикует в далеком городе - и даже бесплатно работает в больнице для бедных. Впрочем, эта благотворительность - лишь удобное прикрытие, под которым барон продолжает свои опыты. 

Режиссер: Теренс Фишер

В ролях: Питер Кашинг, Френсис Мэтьюз, Юнис Гейсон, Майкл Гвинн, Джон Уэлш, Лайонел Джеффрис, Оскар Куитак, Ричард Уордсворт, Чарльз Ллойд Пэк, Джон Стюарт

Похоже, каждый, кто писал об этом фильме, считает нужным упомянуть рекомендацию британских журналистов - ввести, специально для этого фильма, новую классификацию "только для садистов". По тем временам, зрелище глаз и рук, которые плавают в физрастворе и, тем более, кадры с мозгом, который вынули из черепной коробки - казались пределом кровожадности.

Интереснее другое: для современного зрителя этот фильм вообще не кажется хоррором - его воспринимаешь, скорее, как научно-фантастический: как ни крути, но на этот раз в центре сюжета - именно попытки врача сделать операцию по пересадке мозга. Вполне понятно, что сама сюжетная линия о калеке-помощнике, который добровольно участвует в экспериментах Франкенштейна, чтобы получить новое, здоровое тело - позаимствована из "Духа Франкенштейна", одного из классических фильмов "Юниверсал". Но развитие этой линии совершенно самостоятельное, считать "Месть Франкенштейна" римейком не стоит.

Честно сказать, по сценарию у меня только одна существенная претензия -  и да, далее будут СПОЙЛЕРЫ: слишком много обоснований неудачи героя. С одной стороны, Франкенштейн выдвинул гипотезу, что личность человека содержится в мозге и только мозге - и если его пересадить, то личность перейдет в новое тело. При этом он считал, что паралич его помощника связан с особенностями тела, а не мозга - в чем оказался не прав. С другой стороны, как утверждается в фильме после подобной операции в пациенте просыпаются каннибальские наклонности. Любого из этих объяснений было бы достаточно, чтобы привести дело к развязке - но вместе они, на мой взгляд, слегка мешают друг другу. 

Можно, конечно, счесть недостатком и то, что, хотя фильм и начинается чуть раньше, чем закончился предыдущий - но друг и бывшая невеста Франкенштейна куда-то испарились из действия. Хотя, по хронологии событий, еще должны были там присутствовать. 

Благодаря сцене с оживлением отдельных частей тела и некоторым другим мотивам, фильм временами выглядит прямым предшественником "Реаниматора",  но игра Питера Кашинга мне показалась принципиально отличающейся от игры Джеффри Кобмса.  Если Герберт Вэст выглядит полным психом, у которого нормальные человеческие эмоции атрофировались, то Питер Кашинг в "Мести Франкенштейна" делает героя воплощением представлений об англичанине - не смотря на немецкую фамилию персонажа. Его герой лично для меня здесь воспринимается как "настоящий джентльмен" - но, как ему и положено, при всей сдержанности и светскости, у него есть эксцентричные привычки. Шерлок Холмс,  к примеру, палил из пистолета и пулями выводил на стене квартиры вензель королевы. А Франкенштейн режет людей, чтобы создавать монстров - но в остальном они безупречные джентльмены, не так ли?

В общем-то, могу присоединиться к распространенному мнению - этот сиквел получился ничуть не хуже оригинала. Разве что жаль, что роль чудовища на этот раз играет не Кристофер Ли,  но, вероятно, новая концепция персонажа не подходила к старому гриму, а использовать того же актера в другой роли не стали. 

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us