Мэри Шелли - Франкенштейн, или Современный Прометей

18 октября 2012 г.Просмотров: 2174RSS 4Метки: ,
]]>
]]>

Mary Shelley - Frankenstein or The Modern Prometheus

Молодой ученый, Виктор Франкенштейн, задумал разгадать загадку смерти - и научиться создавать жизнь. Но существо, созданное наукой, принесло немало страданий своему создателю - и гибель всем его близким.

Классический роман, со страниц которого сошел один из самых популярных героев за всю историю жанра "хоррор". Книга, которую относят то к ужасам, хотя никаких ужасов там, на мой взгляд, нет - то к научной фантастике, которой там тоже немного. В общем, одно из самых влиятельных произведений мировой литературы - но при этом неисправимо сентиментальное, временами - откровенно скучное и не слишком зрелое по своей философии. Последнему, все-таки удивляться не приходится: когда книга вышла из печати, писательнице было всего 22 года.

Как рассказывала сама Мэри Шелли, ей явилось видение: находясь в подобие транса, она увидела чудовище, историю которого позднее и описала в книге. Это, как и некоторые другие обстоятельства, роднит книгу с романом Брэма Стокера "Дракула" - и, возможно, таит в себе секрет воздействия книги.

Лично для себя, я давно уже выделил особую группу писателей-визионеров, книги которых могут быть не совершенны в литературном смысле, но зато обладают способностью задевать какие-то более глубокие струны. Это и Шелли, и Стокер, и Лавкрафт, и Толкин - при всей несхожести их авторской манеры, тем, стилистики. В основе "Франкенштейна" лежит видение, если угодно - символ, который создательница книги и пыталась истолковать, объяснить.

С одной стороны, в книге слишком сильно чувствуется личность автора: девочки из хорошей семьи, образованной, многое прочитавшей, но мало что повидавшей. Примерно такой же прозой пишут девочки-филологи: возвышенной, сентиментальной, правильной - и скучной до зубовного скрежета. Именно поэтому психология персонажей попросту смехотворна - Виктор Франкенштейн выписан типичной женщиной: эмоциональный, чувствительный и глупый. Автор заверяет нас, что герой - великий ученый, но заставляет его действовать как самовлюбленного и недалекого истерика. Создав монстра и ужаснувшись делу рук своих, Франкенштейн свалился в горячке и позволил своему детищу исчезнуть в неизвестном направлении. Увидев, что знакомую девушку собираются вешать по ложному обвинению, он вообще не предпринимает ничего - и обливаясь слезами смотрит, как ее казнят. Ну и кто он после этого? Практически любой его поступок выдает в герое безответственного и недалекого человека с крайне неустойчивой психикой.

А вот само чудовище порождает несколько интереснейших вопросов. В книге не описывается в подробностях ни создание этого существа, ни процесс его оживления. Мотив "сшивания" тела из кусков трупов появился только в экранизации, некоторые пассажи книги прямо противоречат этой версии: эксперименты героя по созданию женщины происходят на практически безлюдном шотландском острове, где попросту неоткуда взять трупы. К тому же, в его исследованиях чаще упоминается химия, чем хирургия. Так что можно предположить, что чудовище было именно создано, выращено его создателем. И - в любом случае, даже если он был сшит из фрагментов тел - личность-то его была чиста, у чудовища не было памяти, хотя разуме был. Что порождает очень непростой религиозный вопрос - так была ли у чудовища Франкенштейна душа? И если была, то откуда она взялась - ведь если Виктор Франкенштейн сотворил ее вместо с телом чудовища, то роман представляется еще более богохульным и вызывающим, чем на первый взгляд. Меж тем, подзаголовок книги намекает именно на эту версию.

В целом, в книге очень много "провисаний", временами с трудом продираешься сквозь авторскую "эмоциональность" - но прочитать ее стоит хотя бы однажды. И, более того, ее стоит дочитать, хотя это и не легко: последняя треть книги чудовищно занудна, но финал искупает ее недостатки.


Автор: vxga
twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us
Комментариев: 4