Кроваво-красное

]]>
]]>

Profondo rosso, 1975

Profondo rosso

Медиум на пресс-конференции начинает вещать, что предчувствует смерть и слышит детскую песенку. В тот же вечер эту женщину убивают на глазах у джазового пианиста, которому, разумеется, придется взять на себя расследование этой трагедии.

Режиссер: Дарио Ардженто

В ролях: Дэвид Хеммингс, Дария Николоди, Николетта Элми

Этапный фильм для Дарио Ардженто: именно здесь окончательно сформировалась та манера, которую и считают характерной для его творчества в целом. Более того - отсюда начинается и парочка долголетних творческих союзов.

При этом, многие идеи, на которых построен фильм позаимствованы из предыдущих работ маэстро, в основном - из "трилогии животных". Начать фильм с убийства медиума Дарио подумывал значительно раньше: во время работы над сценарием фильма "Четыре мухи на сером бархате" обсуждалась похожая идея, но тогда она была отвергнута. Более того, герои обоих фильмов - музыканты, но в данном случае персонаж предпочитает исполнять джаз.

Более того: сцена убийства женщины за стеклянной дверью, которую наблюдает наш герой, бессильный, тем не менее, помочь - крайне напоминает эпизод из "Птицы с хрустальным оперением". Правда, там и сама сцена была снята эффектнее и жертва выглядела привлекательнее, но это уже другой разговор. Сам мотив свидетеля преступления, который видел что-то важное, но никак не может вспомнить, что именно - так же покажется крайне знакомым любителям творчества Ардженто.

Что касается вышеупомянутых творческих союзов: здесь была задействована музыка группы Goblin, чьи мелодии - одна из визитных карточек классического Ардженто. Первоначально, кстати, он планировал позвать "Пинк Флойд", но не срослось - как не получилоась пригласить на "Птицу..." Deep Purple. Ну и, во-вторых, здесь сыграла одну из главных ролей Дария Николоди, будущая супруга режиссера и мать его дочери, Азии Ардженто. Познакомились и полюбили они друг друга именно на этом фильме, что не мешало ей впоследствии комментировать их отношения примерно так: "Он эгоцентрик и законченный ипохондрик. Не многие женщины смогли бы его вынести столько лет". Часть претензий, если я правильно помню, заключалась в том, что если пнуть Дарио ночью, то он может и из постели выгнать.

Еще одна характерная примета творчества, своего рода "торговая марка" - черные перчатки убийцы, любовно показанные на экране. Этот мотив возникал и в прежних фильмах, но в данном случае достоверно известно, что руки, представшие на экране, принадлежат самому режиссеру.

При просмотре этого фильма с особой силой понимаешь, почему Дарио прозвали "Висконти насилия": много кто снимает убийства со смаком, но Ардженто явно эстетизирует их. На экране - девушка с разбитым в кровь лицом, из уголка ее рта стекает струйка пены, но при этом, по воле режиссера, она выглядит едва ли не красивее, чем до нанесения ей побоев.

Если говорить о фильме в целом, то надо понимать, что перед нами - довольно типичное джиалло, причем в исполнении Дарио Ардженто. А это, в частности, означает, что сюжет будет условно-детективным, но, при этом, следствие будет вести кто угодно, но не полиция. К тому же, увидев убийство, обычный человек, музыкант, первым делом бежит на место преступления, голыми руками передвигает труп. Да и потом он не гнушается бегать по чужим домам, крушить стены - не испытывая ни малейших сложностей с законом. Детективная интрига сама по себе и попытки персонажа вести следствие - только ось, на которую нанизывается история, так что ценителям детектива в чистом виде фильм вряд ли придется по вкусу. Мотивация убийцы и вообще разгадка его личности заблаговременной разгадке не поддаются, но и не производят особого впечатления - впрочем, это нормальная ситуация для джиалло в целом и Ардженто в частности.

Из других характерных особенностей можно отметить странноватое, но изысканное построение многих кадров: в частности, запоминается сцена, в которой на пустой площади два персонажа перекрикиваются друг с другом, стоя по краям кадра - а в центре экрана царит огромная скульптура. Никуда не делся и характерный для Ардженто юмор: в частности, очень забавны были приключения с машиной героини Николоди и истерика, которую комиссар полиции закатил у автомата с колой. С одной стороны, эти сцены как-то плохо сочетаются с атмосферой триллера в классическом понимании жанра, но, с другой, есть в них что-то узнаваемо "арджентовское".

Если говорить об актерах, то Дэвид Хеммингс совершенно не случайно получил главную роль: это был своего рода дань уважения "Фотоувеличению" Антониони, где актер сыграл главную роль - этот фильм часто причисляют к предшественникам джиалло.

Обратите внимание и на девочку Ольгу, возникающую на экране ближе к концу фильма - ее сыграла Николетта Элми, известная так же по "Демонам", которые Ардженто продюсировал, а снимал Ламберто Бава, сын великого Марио Бава. Ну и еще: трансвестита, любовника Карло, сыграла женщина, Джеральдин Хупер. Особой карьеры она, впрочем, не сделала, но снималась, к примеру, в "Эммануэль в Сохо".

В целом, лично мне фильм понравился, он смотрится с еще большим интересом, чем предыдущие фильмы режиссера и, в целом, понятна его культовая слава.

Значение ленты для творчества Ардженто лучше всего подчеркнут два факта: после шумного успеха следующей картины режиссера, "Суспирия", в Японии выпустили "Кроваво-красное" как "Суспирия 2" - и не прогадали, даром, что сюжеты фильмов не имеют между собой ничего общего. Ну и, во-вторых, когда Ардженто (на пару со своим верным соратником Луиджи Коцци), открыл фирменный магазин, посвященный ужасам, по принципу культового лондонского "Forbidden planet", то их детище было названо "Profondo rosso".

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us