]]>
]]>

Il Gatto a nove code, 1970

Il Gatto a nove code

В институте, который ведет секретные генетически исследования, убит сторож и, кажется, что-то было украдено. Но следствие ведется ни шатко, ни валко и за дело берутся два журналиста, один из которых "в отставке", потому как уже 15 лет как слеп.

Режиссер: Дарио Ардженто

В ролях: Джеймс Франсискус, Карл Молден, Катрин Спаак, Пьер Паоло Каппони, Хорст Франк, Рада Рассимов

Первый фильм, "Птица с хрустальным опереньем" вызвал бурные разборки с продюсерами, но традиция была продолжена: по окончании работы над этим фильмом, продюсер пришел в такой ужас, что требовал переделок и пересъемок, Дарио Ардженто уперся - и в результате фильм так и не был выпущен к Рождеству, как планировалось изначально. При этом, финал фильма Ардженто все-таки изменил, но только по совету Луиджи Коцци, своего верного соратника: первоначально нам должны были показать мирные воркования и поцелуй главных героев, но, в окончательной версии фильм обрывается сразу после разборки с убийцей.

Как и во многих других случаях, название фильма было придумано само по себе, какое-никакое обоснование ему придумали по ходу дела. Причем на этот раз название было чисто метафорическим и ни одной кошки в фильме не было. Даже с обычным количеством хвостов. Самое смешное, что в двух соседних картинах по "звериной трилогии", пушистые красавицы, как раз таки фигурировали. Источником вдохновения для названия было произведение Эллери Квина "Кот со многими хвостами" - точно так же, как для фильма "Четыре мухи на черном бархате" Ардженто якобы "одолжился" у Перри Мейсона: Коцци упоминает некое произведение "Четыре бархатные лапы" - возможно, так в Италии было переведено название "Дело о бархатных коготках". С другой стороны, как мельком упоминается и в фильме, кошка-девятихвостка - название разновидности плети.

При этом - что для современного зрителя самое удивительное - "Кошка..." получилась, пожалуй, самой традиционной из всей трилогии. Здесь есть сравнительно внятно изложенная детективная интрига - причем лично мои подозрения, признаюсь честно, не оправдались. Снято тоже все несколько традиционнее, чем обычно в фильмах Ардженто, хотя сцена на крыше сделана отлично. И, к слову, снова встречаются кадры необычной лестницы в странных ракурсах - этакая торговая марка режиссера. Эстетство и странность, впрочем, проявились на другом уровне: режиссура полна необычных сопоставлений, которые замечаешь не сразу, но с удовольствием. К примеру, верный традиции представлять преступника через какую-либо деталь, Ардженто на этот раз упорно показывает нам его глаза. Но ведь, словно в намеренный противовес этому, один из главных героев, ведущих неформальное следствие - слепой.

Il Gatto a nove code

В отличие от предыдущего фильма режиссера, на этот раз есть и обнаженка: причем раздевается Катрин Спаак, представительница целой кинодинастии, ее сестра снималась у Джесса Франко, а отец писал сценарии Ренуару. Сама по себе сцена, впрочем, довольно короткая и, скорее, забавная. Чего стоит только реплика героини, которая завалилась ночью на квартиру к мужчине и после этого ему заявляет: "Мне было интересно, какой предлог ты найдешь"...

Как и в остальных фильмах трилогии, можно обнаружить странноватый юмор: чего стоит только образ полицейского, которым всем нахваливает ризотто своей жены или эпизод с парикмахером, обиженным, что маньяка считают его коллегой. На этой сцене я смеялся от души.

Il Gatto a nove code

Любопытно отметить, что, хотя и творчество Ардженто в целом и этот фильм в том числе, считают классикой джалло, сам Ардженто видит здесь влияние.... вестерна. В частности, много раз упомянутый слепец - персонаж, который возникает во многих спагетти-вестернах. Кстати, Карл Молден, исполнитель этой роли, и сам снимался в вестернах - включая "Одноглазые валеты", фильм,который Тарантино называл в числе любимых. Рада Рассимов снималась во многих представителях этого жанра, включая "Хороший, плохой, злой" великого Серджио Леоне - с которым, в свою очередь, работал как сценарист и Дарио Ардженто, правда, на других фильмах.

По словам Луиджи Коцци, влияние на фильм оказал британский триллер "Расшатанные нервы", где тоже встречался мотив шизофрении как последствий хромосомного дисбаланса. Впрочем, у Ардженто, как отмечают авторы книги "Разбитые зеркала, расколотый разум", этот мотив разработан интереснее: если в "Нерве" герой обречен на шизофрению своими генами, то здесь персонажем движет страх такого исхода, страх раскрытия его секрета, а не просто генетическая аномалия. Упоминалось и влияние "Винтовой лестницы" Курта Сьодмака (режиссера "Сына Дракулы"), триллера об убийце, который преследует девушек с физическими недостатками.

В целом, получился любопытный фильм, казалось бы, построенный на детективной интриге, но, при этом сама по себе разгадка зрителю не очень интересна - как это часто бывает с фильмами Ардженто. Более того, как отмечали некоторые зрители, пересматривать его, уже зная, кто убийца - еще интереснее. При этом, в "Кошке..." есть несколько сцен,которые самоценны даже сами по себе, вне контекста фильма: это, прежде всего, пролог фильма, со слепцом, которого девушка ведет мимо машины и отлично поставленная сцена убийства в подземке. Как уже упоминалось выше, разборка на крыше тоже отлично сделана.

Il Gatto a nove code

Ну и напоследок: если смотреть внимательно, то в сцене на кладбище можно заметить могилу с отчетливой надписью "Дарио". Подобного рода шуточки, в отношении себя или коллег - не редкость в хорроре.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us

  • Комментариев: 0

  • Вконтакте

  • Facebook

    Оставьте комментарий!

    grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

    Имя и сайт используются только при регистрации

    (обязательно)