Корабль-призрак (1943)

]]>
]]>

The Ghost Ship

The Ghost Ship, 1943

Молодой третий помощник уходит в свое первое плаванье. Но, не успел корабль отчалить, как один из членов экипажа был найден мертвым... И трупов становилось все больше. А виноват в этом, как с ужасом понимал новичок, сам капитан - маньяк, свихнувшийся на идее власти и авторитета.

Продюсер: Вэл Льютон

Режиссер: Марк Робсон

В ролях: Ричард Дикс, Расселл Вэйд, Эдит Баррет, Бен Бард

Несмотря на то, что ставил этот фильм не Жак Турнёр, а монтажер нескольких его фильмов, стилистика, в целом, похожа: это снова своего рода фильм ужасов, в котором не только ужасов как таковых, но даже и мистических элементов нет - во всяком случае, их нет на поверхности. Хотя, как и в предыдущих фильмах, которые продюсировал Вэл Льютон, при небольшой смене угла зрения можно различить очертания мистического сюжета. Но на этот раз его темой стала демоническая одержимость.

На поверхности (пусть для картины о моряках и кораблях это и звучит каламбуром) фильм вполне воспринимается как достаточно прямолинейный триллер о старом капитане, который потихоньку сходит с ума и становится опасен в своем безумии, но не желает поступиться и пядью власти. Его молодой помощник пытается вмешаться, но ему долгое время ничего не удается... В рамках такого восприятия - качественно сделанный фильм той эпохи, не скучный, но и не особенно выдающийся.

Если же посмотреть фильм с точки зрения сознания мифологического, зная о пристрастии Льютона к этакой "мистике Шрёдингера", которая то ли есть, то ли нет, то просмотр становится гораздо интереснее. При желании можно вообще найти отголоски Роберта Грейвза и Джеймса Фрэйзера: "старый король" не желает уступать молодому сопернику, приносит кровавые жертвы, чтобы удержать власть, а призом в их противостоянии служит благосклонность корабля - в фильме о судне говорится только в женском роде, "она", а женщина, с которой у капитана роман, явно его ревнует к этой посудине.

Отчетливее всего это видно в сцене с цепью и люком. Первая версия: капитан закрыл люк походя, просто заметив беспорядок и не замышляя ничего такого. Вторая версия: капитан намеренно подстроил несчастный случай - собственно, третий помощник именно так и считал. Ну и третья: обратите внимание, что капитан ведет себя почти отрешенно, почти как сомнамбула. Так может, дело в том, что злая воля корабля взяла его под контроль? В тонкой игре подобными версиями и состоит, на мой взгляд, главная прелесть творчества Льютона вообще и данного фильма в частности.

Есть пара любопытных деталей и в истории работы над самим фильмом. Во-первых, декорация корабля была построена для фильма "Тихоокеанский лайнер" (Pacific Liner, 1939) и Льютону предложили придумать сюжет, который мог бы использовать дорогостоящие, но простаивающие декорации корабля. Во-вторых, вскоре после выхода фильма в прокат на Льютона подали в суд Сэмюэл Р. Голдинг и Норберт Фолкнер, малоизвестные сценаристы. По их словам, они посылали продюсеру пьесу, на которой и был основан "Корабль-призрак". Сам Льютон утверждал, что вернул пьесу, не прочитав и даже пытался судиться - но дело проиграл. В результате "Корабль-призрак" был недоступен зрителям полвека.

На мой взгляд - отличный фильм, умный и качественно сделанный, лично я смотрел его с большим удовольствием и могу смело рекомендовать всем, кроме принципиальных противников кино тех лет.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us

  • Комментариев: 0

  • Вконтакте

  • Facebook

    Оставьте комментарий!

    grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

    Имя и сайт используются только при регистрации

    (обязательно)