Кодзи Судзуки - Спираль (Звонок 2)

8 марта 2015 г.Просмотров: 1509RSS
Рубрики: Книги » ОбзорыМетки: ,
]]>
]]>

Koji Suzuki - Rasen, 1994

Патологоанатом заметил странности, связанные с гибелью его друга: к примеру, не до конца понятны обстоятельства смерти. Более того, завзятый спортсмен, оказывается, умер от сердечного приступа, а в его крови обнаружился непонятный вирус. Попытка разобраться в смерти приятеля приведет героя к разгадке нового витка истории Садако Ямамуры. 

Продолжение культового "Звонка" получилось, пожалуй, еще лучше, чем оригинал - история расширилась, она свернула в совершенно неожиданном направлении. За прошедшие годы все, кто хотел ее, несомненно, уже прочитали или, хотя бы посмотрели экранизацию, так что далее будет серьезное обсуждение и огромные СПОЙЛЕРЫ.

Если первая книга была детективным триллером с мистической подоплекой, то продолжение стало чистейшей научной фантастикой: попыткам объяснить все происходящее с помощью генетических выкладок посвящено немало страниц романа. Причем, с точки зрения неспециалиста, звучат они довольно убедительно. Единственное, что связывает обе книги с мистикой: сама природы изначального проклятия, способность Садако передавать информацию в таком "сжатом" виде. 

Любопытно, что сам носитель проклятия изменился - более того, здесь можно обнаружить неожиданные структурные параллели с... "Бесконечной историей" гениального Михаэля Энде. У немецкого сказочника герой читал книгу и постепенно становился участником событий, а в какой-то момент и читатель понимал, что, поскольку он, в свою очередь, следит за приключениями Бастиана, то он тоже стал, в определенном смысле, участником всех приключений, частью "Бесконечной книги". В этом романе Кодзи Судзуки, вирус Садако тоже вырывается на страницы - главный герой предыдущей книги пишет отчет о своих похождениях (включая подробное описание содержимого пресловутой кассеты), главный герой второй книги его читает, а один из второстепенных персонажей создает на его основе роман. И все - обсуждается экранизация, вирус Садако становится частью медиа-среды в самых разных ее воплощениях.... И читатель, само собой, в какой-то момент понимает, что книга, которую он читает - и есть тот самый роман, по логике книги - носитель вируса. Та же структура, что и у Энде, с другим, разумеется, эмоциональным содержанием. 

Что касается детективной интриги как таковой, расследования, которые ведут герои, то тут не все гладко. С одной стороны - немало страниц посвящено пересказу предыдущей книги, что может быть полезно для читателя, а может и здорово раздражать тех, кто помнит первый том цикла. Опять-таки, один из ключевых моментов сюжета просчитывается на раз-два: логичных вариантов того, кем может быть таинственная девушка, вышедшая из квартиры погибшей, строго говоря, только один. То, что герои потом еще довольно долго не могут догадаться, что происходит - несколько раздражает. Правда, возможно, автор осознанно добивался подобного эффекта: в его описании встречи  лифте, к примеру, да и в последующих сценах с участием этой девушки слишком много прямых намеков на ее подлинное лицо.С другой стороны, поворот сюжета с помощником Садако был хорош - этого я, признаться, не вычислил. 

В целом, я плохо помню экранизацию, но, кажется, она довольно свободно обошлась с сюжетом, да и вообще книга выглядит подробнее, логичнее - в сами допущения, которые использует автор, поверить проще уже потому, что все остальное, возникающее на их основе - весьма последовательно и убедительно. Книгу лично я прочел взахлеб, чего и вам желаю. Не стал бы называть ее лучшей в цикле, как это делают некоторые поклонники, все-таки, она "работает" на несколько ином уровне, нежели оригинал. "Звонок" задавал отправную точку конфликта и создавал атмосферу, "Спираль" же расширяет рамки противостояния и подробнее прописывает мир и его законы. Страшной ее при этом ну никак не назвать, а вот захватывающей - сколько угодно. 

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us