Кодзи Судзуки - Петля (Звонок 3)

18 марта 2015 г.Просмотров: 2303RSS
Рубрики: Книги » ОбзорыМетки: ,
]]>
]]>

Koji Suzuki - Rupu, 1998

Кодзи Судзуки - Петля (Звонок 3)

Весь мир объят эпидемией - смертельный вирус рака убивает все больше людей. Японский ученый обнаруживает, что шанс найти лекарство есть, но надо ехать в Америку, в место, где, возможно, находится поселок долгожителей. И он найдет разгадку, но весьма неожиданную.

Итак, поклонник японских ужастиков, который насмотрелся экранизаций Кодзи Судзуки, берется за его первую книгу, вторую... К концу третьей, вот этой книги цикла, он практически гарантированно впадает в неконтролируемую ярость. Если кино-серия развивалась по принципу "сиквел - это тоже самое, но немного в иной обертке", то книжный первоисточник каждый раз тщательно создавал мир, чтобы потом перевернуть его с ног на голову - в следующем произведении цикла. Как обычно, серьезное обсуждение книги потребует серьезных СПОЙЛЕРОВ.

Такие фокусы способны привести поклонников киноверсии в ярость, кто бы спорил, но лично мне нравится. Первые страницы озадачивают не на шутку: казалось бы, никакой связи нет вообще - мир находится на грани катастрофы, но Садако Ямамура, похоже, вообще с ней никак не связана. Потом мы таки узнаем, в чем эта связь состоит - и вот тут-то любители киноверсии выходят из себя. По сути, мы узнаем, что очередной роман - не только не ужасы, но и вообще киберпанк. Вместо ожидаемых мертвых девочек, выползающих из телевизора, перед нами окажется искусственный интеллект, виртуальное пространство и герой, который должен его починить: основные элементы сюжета словно прямиком вышли из романов Уильяма Гибсона.

Если отнестись с такому фокусу беспристрастно, то становится понятно, что главная уязвимая точка такого замысла - в том, что эмоционально обесцениваются предыдущие книги цикла. Если все, кто страдал на их страницах и заслужил наш интерес и сочувствие - не более, чем наборы единиц и нулей в памяти мощных компьютеров, то в чем смысл сопереживать им?

С другой стороны, история рассказанная в этом романе, все-таки завораживает - и, на мой взгляд, гораздо сильнее, чем, например, история Нео. В связи с этим романом часто вспоминают "Матрицу", но мне видится другое сходство: если помните, то в "Бесконечной истории" Бастиан был вынужден совершить опасное путешествие в виртуальную реальность. Причем, Михаэль Энде как раз таки умудрился заставить читателя до боли сопереживать ее обитателям - фокус, который не совсем удался Кодзи Судзуки.

Словом, если не открывать книгу, желая прочитать роман ужасов - не разочаруетесь, встретив довольно своеобразный, но мощный киберпанк. Да, рассуждений здесь тоже встречается немало, но когда это стало недостатком априори? Роберт Хайнлайн, помнится, построил большую часть своего "Достаточно времени для любви" именно на рассуждениях о жизни - и это одно из самых лучших его произведений.

Лично я проглотил книгу быстро и с удовольствием, чего и вам желаю. Единственный момент, который меня несколько озадачил: встреча героя с индейцами. Как мне показалось, чисто эстетически она плохо вписывается в роман, к тому же, ее место в общей структуре событий становится понятно лишь гораздо позже. Возможно, это след увлечения самого Судзуки коренным американцами: в конце концов, если Толкину можно, то почему ему нельзя?

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us