King Crimson – In The Court Of The Crimson King - An Observation By King Crimson

]]>
]]>

King Crimson – In The Court Of The Crimson King - An Observation By King Crimson

Этот альбом называют одним из лучших дебютов за всю историю рок-музыки, первым альбомом прогрессивного рока и, как полагают некоторые, самым популярным альбомом King Crimson. Шутка ли - более пятидесяти только официальных переизданий. Вот об одном из этих переизданий - самом солидном из них - мы с вами сегодня и поговорим.

21st Century Schizoid Man 7:24

I Talk To The Wind 6:00

Epitaph 8:52

Moonchild 9:02

The Court Of The Crimson King 9:20

Bonus Tracks

Moonchild (Full Version) 12:13

I Talk To The Wind (Duo Version) 4:54

I Talk To The Wind (Alternate Mix) 6:34

Epitaph (Backing Track) 9:02

Wind Session 4:28

Это первый cd из пятидискового комплекта, вышедшего в King Crimson 40th Anniversary Series. Ремастированный вариант, кто же спорит - а, как правило, фанаты к ремастерам относятся неоднозначно - но случай, мне кажется особый. Ремикширование было произведено с оригинальных мультитрековых мастер копий, и занимался этим Стиве Уилсон из Porcupine Tree с одобрения и под наблюдением Роберта Фриппа, основателя и единственного постоянного участника King Crimson. На компакт вошли стереомикс оригинального альбома и несколько эксклюзивных бонусов.

Записан был альбом в следующем составе:

Роберт Фрипп — гитара;
Иэн Макдоналд — орган, флейта, вибрафон, клавишные, меллотрон, вокал;
Грег Лейк — бас-гитара, вокал;
Майкл Джайлз — ударные, перкуссия, вокал;
Питер Синфилд — слова и освещение.

Как известно, Грег Лейк позже основал группу ELP, тоже весьма достойную внимания. Иэн Макдональд играл в Foreigner, да и вообще был сессионным участником многих записей. Майкл Джайлз вообще начинал в Giles, Giles and Fripp, первом проекте Роберта великого и ужасного Фриппа. Питер Синфилд писал на ранних альбомах группы тексты, позже Фрипп попросил его уйти. Честно сказать, его поэзия никогда не производила на меня впечатления, хотя там встречаются любопытные образы - и, надо признать, она отлично гармонирует с музыкой ранних "Кримсон". Любопытно, кстати, отметить, что будущий лидер группы Роберт Фрипп именно на этом альбоме выступал только соавтором музыки - и то не на всех композициях. А теперь самое время разобраться с каждой песней последовательно.

21st Century Schizoid Man

Одна из самых известных вещей, с ходу сшибающая с ног слушателя: искаженный, немного истеричный вокал Лейка, джаз-роковая мелодика с вопящим саксофоном и хард-роковым риффами. Впрочем, характер этой композиции несколько раз меняется, инструменты сплетаются в самых неожиданных сочетаниях... Я искренне уверен, что позднейшие людоедские выходки Джона Зорна возникли не без влияния этой композиции - "Кримсон" здесь вплотную подошли к созданию металлического джаза.

I Talk To The Wind

Нежнейшая акустическая баллада, которую я очень люблю. Вокал разложен на два голоса, дополняющие друг друга, на куплетах инструментальная поддержка минимальна, да и на припеве музыка не перетягивает одеяло на себя, а, скорее, подчеркивает голос Лейка.

Epitaph

И снова баллада - еще более масштабная и цепляющая, чем предыдущая. На этот раз текст в тексте даже проскальзывают этакие социальные нотки. При ее ремикшировании, как мне показалось, вокал Лейка был выдвинут из глубины микса, да и вообще звучание стало немного более резкими выпуклым - обратите внимание, как ярко звучат проигрыши на акустической гитаре. Впрочем, примерно та же операция была проделана и с другими композициями - лично мной это воспринимается так, словно звук протерли тряпкой от пыли прошедших лет. Объема, воздуха стало больше - и лично мне это нравится. Люблю эту песню, да и не один я - она нравится даже тем, кто "Червонных королей" не слишком-то переваривает.

Moonchild

А вот эта вещь получилась неоднозначной - с одной стороны, это явное продолжение балладной линии альбома. С другой - вся эта роскошная благодать продолжается примерно три минуты, а дальше начинается около джазовый беспредел. Некая импровизация, причем еще и странным образом смикшированная: по уровню записи она заметно ниже, чем весь остальной альбом, в результате чего расслышать детали, не повышая громкости - не получится. Правда, и сделав погромче особого удовольствия, как мне кажется, получить невозможно - очень уж невнятная получилась часть. Точнее, если верить обложке альбома - даже две части, The dream и Illusion, как они назывались первоначально. Любопытно, что на переиздании, о котором мы с вами говорим, в основную часть альбома включена укороченная (за счет именно этих импровизаций) версия композиции, которая продолжается около девяти минут. Полная версия, 12-минутной продолжительности, в этом варианте альбома стала бонусом.

The Court Of The Crimson King

И снова баллада, но еще более сложная по построению, со сравнительно спокойным куплетом неожиданно переходящим в грандиозный, пафосный припев, в котором мне всегда слышалось этакое предчувствие Manowar - при всем категорическом несходстве групп. Что касается текста, то как и положено "настоящей поэзии" он туманен до неприличия, но проскальзывает там любопытный персонаж "The yellow jester" (Желтый шут). Сам не знаю почему, но у меня он постоянно вызывал ассоциации с Огненным Шутом из романов Майкла Муркока, хотя никаких подтверждений этой связи у меня нет.

Еще одна любопытная деталь этого переиздания - раньше несколько песен носили мудреные названия из нескольких частей. К примеру, название заглавной композиции изначально выглядело так:

The Court Of The Crimson King 9:22
a) The Return Of The Fire Witch
b) The Dance Of The Puppets

При переиздании названия частей отбросили. С одной стороны, такая завернутость хорошо отражала образность, характерную для поэзии Синфилда, да и вообще "вкусы эпохи", с другой - Фрипп, видимо, предпочитает на этом не заморачиваться.

Теперь поговорим о бонус-треках.

Moonchild (Full Version) - как уже говорилось, Фрипп предпочел включить в основной корпус альбома сокращенную версию композиции. Полностью пресловутую джазовую импровизацию вы можете услышать здесь. На мой взгляд - не велико удовольствие, но для истории группы - важно.

I Talk To The Wind (Duo Version)

Альтернативная версия композиции, на которой играют только Роберт Фрипп и Иэн Макдоналд, красивейшая инструментальная обработка, в которой совершенно не чувствуется недостатка вокала - кажется, что в этом сияющем, солнечном гитарном звуке уже все сказано. Роскошный подарок всем любителям группы.

I Talk To The Wind (Alternate Mix)

И еще одна версия этого трека - на этот она отличается соло. Впрочем, меня преследует ощущение, что и вокал Лейка здесь звучит иначе: более квелым, что ли...

Epitaph (Backing Track)

Этакая караоке-версия, насколько я понимаю. Но полезно прослушать, чтобы еще раз оценить музыкальную часть композиции - лично меня, при прослушивании оригинальной версии всегда настолько завораживал вокал Лейка, что многие детали инструментального сопровождения я просто не воспринимал.

Wind Session

Эксперименты с устройством, имитирующим звук ветра - записаны они были во время работы над 21st Century Schizoid Man. Помимо того, что позволяют, до некоторой степени, заглянуть в "кухню" работы над композицией - самостоятельной ценности, как мне показалось, не имеют.

В целом, ремикширование мне показалось очень удачным - пожалуй, по звуку это самый привлекательный, из известных мне вариантов.

Для сравнения - рип с винила можно сказать здесь

Само юбилейное переиздание вы можете скачать для ознакомления здесь

Обзор второго диска

Обзор остальных дисков комплекта последует в скорости.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us