]]>
]]>

Creepshow, 1982

Creepshow, 1982

Строгий отец выкинул комиксы ужасов, найденные у сына - хотя сам порно-журналы почитывает. Ничем хорошим для родителя это, конечно, не кончилось... И правильно - нельзя так обходиться с комиксами! А вот истории там и правда были любопытные...

Режиссер: Джордж А. Ромеро

В ролях: Хэл Холбрук, Эдриенн Барбо, Лесли Нильсен, Эд Харрис, Стивен Кинг, Том Савини

Как известно, традиционное русское название фильма не совсем правильно. "Creepshow" - это "представление, вызывающее мурашки", то есть, попросту, пугающее. С другой стороны, учитывая, что речь идет о фильме-антологии - вариант с "калейдоскопом" вполне приемлем.

Неплохо известно и то, что фильм этот - объяснение в любви к классическим хоррор-комиксам издательства EC и, отчасти, DC: всем этим House of Mystery, House of Secrets, Tales from the Crypt, The Vault of Horror, The Haunt of Fear. Собственно - и это сложно не заметить - сам фильм стилизован под такой комикс: каждая история обрамляется рисованной заставкой, есть эффекты перелистивания. Иногда экран разбивается на несколько кадров, разделенных рамками - явно имитируя страницу комикса. Для поклонника комиксов такая стилизация выглядит просто волшебно и завораживающе, но обычного зрителя может раздражать. Сам комикс был создан специально для фильма, его художником и инкером был Джек Камен, один из основных художников тех самых EC. Лично я на протяжении всего фильма был просто в восторге от его рисунков: казалось бы, довольно простые, но объемные, четкие и очень атмосферные.

По сути, восприятие фильма во многом зависит от того, как вы относитесь к этой эстетике в целом. Если она вам знакома и нравится - скорее всего, от фильма вы будете в восторге. Если нет - то обнаружите множество "недостатков", которые на самом деле являются часть замысла, элементов стилизации. К примеру, многие говорят о том, что фильм снимался словно для детей, но при этом он слишком кровав и брутален для ребенка: но в этом и есть суть и очарование оригинальных комиксов. Это байки, вроде тех, что в летних лагерях у костров, наверное, до сих пор рассказывают. Тоже самое касается и сюжетов: их упрекают в некоторой предсказуемости и прямолинейности морали - но это, опять-таки, характерная черта оригинальных комиксов. Предъявлять подобные претензии означает не понимать самой сути фильма.

При этом практически в каждой новелле были найдены интересные решения и любопытно подобраны актеры. В первом сегменте мы встречаем молодого Эда Харриса, который, казалось бы, играет положительного персонажа - но в его поведении проскальзывают странные оттенки: он с наглой небрежностью чиркает спичкой сначала о мраморную стену дома, потом и вовсе об ангелочка на надгробье. Такое поведение не может не вызвать интерес внимательного зрителя, тем более, что дом, в котором он оказался явно принадлежит не бедным людям, а сам он выглядит человеком попроще.

Появляется он как раз в первой новелле - "День отца": обратите внимание на "праздничное" название - после Хэллоуина, как известно, было модно привязывать события хорроров к тем или иным праздникам. Сама по себе новелла шикарна: этакие "готические" ужасы в своем наиболее типичном виде - богатое семейство, над которым витает атмосфера мрачной тайны, особняк - практически все "по списку". Но, при этом Ромеро не удерживается и от комичных ноток, более чем уместных в комиксе: тут и откровенно гротескная тетушка и мертвец, восставший из могилы, как только на нее пролили виски. Возможно, это наиболее верная атмосфере старых комиксов часть фильма.

Вторая история - рассказ о фермере, который полез осматривать метеорит и подхватил от него непонятную заразу - интересна, в основном, тем, что играет в ней Стивен Кинг: причем играет он деревенского дурачка из южной глубинки, даром, что Кинг - уроженец Мэна, который к южным штатам не относится. Но сам по себе этот образ ему, видимо, нравится - подобного персонажа он играл у Ромеро и в "Рыцарях-наездниках". Сама по себе история лично мне показалась скучноватой, но даже в ней есть ироничная деталь: фильм, который герой Кинга, постепенно превращаясь в растение, смотрит по телевизору, называется "Как зелена была моя долина...".

К слову о "короле ужасов": то, что Стивен Кинг не только сыграл здесь, но и написал сценарий - полагаю, общеизвестно. А вот то, что мальчика, у которого отобрали комикс, сыграл Джо Кинг, его сын, ныне известный хоррор-писатель Джо Хилл - многие как-то упускают из виду.

Следом идет знаменитая "Пусть прилив тебя накроет" - рассказ об обманутом муже, который расправился с женой и ее любовником - но и сам за это поплатился. В роли этого мужа - Лесли Нильсен, доказывающий, что умел сниматься не только в комедиях. Если честно, это моя любимая его роль: по сути, эта история, в первой ее части, напоминает, скорее, что-то типа "Альфред Хичкок представляет..." - мрачный триллер о несколько эксцентричном маньяке. Правда, стоит мужу вернуться домой и в его поведении (не говоря уж об обстановке дома) появляются несколько эксцентричные нотки, но... Не успеем мы обратить на это внимание, как появятся зомби - немного необычные, правда, умеющие, судя по всему, проходить сквозь стены. Лично я эту новеллу люблю - хотя и не так сильно, как следующую.

"Ящик" - это гениально. Этот сегмент - лучшая часть фильма. Уморительно смешная в своей чернушности история о профессоре, которого на которого давит авторитарная жена... И вот, однажды он узнает, что его друг со сторожем обнаружили в университете.... ящик с плотоядным и очень агрессивным монстром. Забитый профессор мигом придумывает план. В роли этой самой жены - вульгарной, постоянно орущей грубиянки - снималась Эдриенн Барбо - культовая актриса, игравшая в прорве фильмов Ромеро и Карпентера, женой которого она и была. Правда, как мне кажется, для комикс-истории этот сюжет все-таки, немного сложноват, как правило, действие там развивается с меньшим количеством этапов.

Сегмент "Они наползают на тебя", по словам Ромеро, едва ли не самая дорогая часть фильма, так как пришлось покупать феерическое количество тараканов: каждый таракан стоил 50 центов, но их было использовано 250 тысяч, а значит они стоили 125 000 долларов. В любом случае, это самый слабый сегмент фильма - видимо, в основе лежит простенькая метафора в духе "у миллионера нет души, одни тараканы", но, если и так, то она слишком прямолинейно подана. К тому же, сама история не до конца понятна: кто он, где он, что там делает? Судя по всему, это какой-то бизнесмен, одержимый идеей гигиены и безопасности, который заперся в некоем съемном номере. НО... если он такой могущественный и скорый на расправу, как нам пытаются внушить, то почему тот же негр-разноробочий говорит с ним с такой насмешкой?

Зато финал с мусорщиками и куклой-вуду снова приводит в полнейший восторг - лично я от души посмеялся и получил массу удовольствия от этой короткой зарисовки. Тем более, что одного из мусорщиков сыграл Том Савини - легендарный мастер спецэффектов, работавший над большинством фильмов Ромеро, включая и этот.

Словом, на мой взгляд, "Калейдоскоп ужасов" - отличная хоррор-комедия, фильм мог бы считаться одной из лучших комикс-экранизаций, вот только в его основе не лежат никакие реально существующие комиксы. Лично я посмотрел его с перерывом во много лет - и с удивлением обнаружил, что теперь он мне нравится еще больше. Покойся с миром, маэстро, нам будет тебя не хватать.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us

  • Комментариев: 0

  • Вконтакте

  • Facebook

    Оставьте комментарий!

    grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

    Комментарий будет опубликован после проверки

    Имя и сайт используются только при регистрации

    (обязательно)