]]>
]]>

Inferno (1980, Dario Argento) trivia

Inferno (1980, Dario Argento)trivia

Американская студентка столкнулась со зловещей древней ведьмой, Матерью Тьмы, приютом которой стало то самое здание, где живет наша героиня. Девушка написала брату, изучающему музыку - но возле него уже тоже есть некто зловещая... Три Матери хранят свои мрачные тайны.

Режиссер: Дарио Ардженто

В ролях: Ли МакКлоски, Айрин Миракл, Элеонора Джорджи, Дария Николоди, Саша Питоефф, Алида Валли, Ания Пьерони, Фёдор Шаляпин

Продолжаем подробный разговор о творчестве Дарио Ардженто. Обзор на "Преисподнюю" уже был опубликован, теперь пора рассказать немного подробностей о съемках.

Второй фильм трилогии о Трех Матерях, по мнению его создателей, был сложнее "Суспирии" уже на стадии работы над сценарием. На этот раз речь шла об алхимии, о символике в архитектуре и в украшении зданий. Причем забавно, что в разных интервью называют разного "инициатора": по словам Ардженто, он сам увлекался оккультной и эзотерической литературой, но кое-где проскальзывала информация, что на эту тему он подсел благодаря жене, Дарье Николоди.

Как вспоминает Луиджи Коцци: "В 1977 году Дарио решил неожиданно повернуть от джиалло к хоррору, который тогда не был особенно популярен. Это было довольно неожиданное решение. Студия "Фокс" прокатывала "Суспирию" и, хотя сборы были не очень большими, но "Фокс" решили спонсировать следующий фильм Ардженто". Теоретически это давало Ардженто больше возможностей: к примеру, часть съемок проводилась в Нью-Йорке. Как обычно, создавать музыку приглашали топовых рок-музыкантов эпохи: первым позвали Рика Уэйкмана, но он оказался занят. Следующим кандидатом был Олдфилд, он даже приезжал в Италию, но, в конечном итоге, что-то не срослось. В результате над саундтреком поработал Эмерсон и, как я уже и писал в своем обзоре, мне это не показалось удачным решением. Авторы фильма посчитали иначе: специалист по спецэффектам, работавший над этой картиной, вспоминает так: "Когда Ардженто познакомил меня с Эмерсоном, я подумал, что неделю руку мыль не буду".

Сам фильм - неплохой пример работы "ближнего круга" в итальянском кино. Снимать фильм позвали Лучиано Товоли, оператора "Суспирии", но он не смог, так как уже работал с Антониони. Зато он посоветовал Романо Альбани. Гримера и вовсе привела Дарья Николлоди, с которой он успешно работал над предыдущей ее картиной. Ну и часть спецэффектов делал великий Марио Бава. Ардженто был в гостях у его сына, Ламберто, зашел разговор о готовящемся фильме и Марио Бава сказал: "Я сейчас не занят ни на каком проекте, могу помочь". От таких предложений, как говорится, не отказываются.

Одной из сложностей фильма было большое количество сцен с животными, от кошек до крыс. С крысами работал Ламберто Бава: будущему постановщику "Демонов" доводилось держать за хвосты штук по 30 крыс и бросаться ими в актера. Часть серых грызунов доставляли контрабандой из Китая, они были крупнее и агрессивнее местных животных и шипели не хуже кошек. Несколько штук по ходу съемок сбежали и прятались по студии.

Идея знаменитой сцены в бассейне принадлежала, по сути, Энцо Унгари, сценаристу "Последнего императора" Бертолуччи. Для телесериала "Дверь во тьму" он предложил сюжет о затопленной комнате, причем герою пришлось бы нырять за ключевой уликой. Для ТВ эта история не подошла, так как снимать это было бы слишком дорого, но, во время работы над "Преисподней" Ардженто вспомнил об этой идее. Забавно, что вскоре после съемок "Преисподней" Луиджи Коцци снимал в той же декорации снимал финал своего "Заражения": только на этот раз помещение "сыграло" не бассейн, а здание лаборатории.

По словам оператора, режиссер не требовал повторить внешний облик "Суспирии", объяснив так: "Тот оператор изменил мою жизнь, попробуй и ты сделать так же". В качестве образца Ардженто показывал картины Данте Габриэля Россетти и вообще прерафаэлитов, предполагалось добиться подобной работы с цветом и светом. Оператор много экспериментировал с разными оттенками голубого и розового, использовал много цветных гелей, чего, по словам Альбани, до этого никто не делал. Сложность работы с цветом и светом была такова, что только искусственной крови пришлось подбирать четыре разных вида, разных оттенков для разного освещения. В частности, в одной из сцен фильма, когда кровь брызжет на стекло и освещается сзади, она кажется очень темной, почти черной.

В работе с гримом Ардженто тоже предпочитал очень легкие оттенки, без румян на щеках, чтобы лица выглядели более яркими - что, опять-таки характерно и для портретов прерафаэлитов. Схожими были и требования к прическам: волосы должны были выглядеть естественно, без видимых усилий парикмахеров.

В целом: получилась еще одна классическая работа Ардженто, в которой даже недоработки, вроде мистических кадров с героиней Ании Пьерони, которые, по сути, не ведут никуда - даже эти недостатки умудряются работать на общий эффект, примерно как знаменитая и напрочь непонятная кукла из "Кроваво-красного".

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us