Йон Айвиде Линдквист - Впусти меня

29 декабря 2010 г.Просмотров: 11629RSS 2
Рубрики: Книги » ОбзорыМетки:
]]>
]]>

Йон Айвиде Линдквист - Впусти меня

А вы влюблялись не в людей?

Завершаем рассказ о чудесной вампирской истории самым главным произведением – романом, который лег в основу двух фильмов.

Об основной сюжетной линии мы уже говорили ранее: 12-летний парень из пригорода Стокгольма по имени Оскар знакомится с новой соседкой, своей сверстницей Эли, и узнает, что она вампир. Дальше вы знаете.

Однако в фильмах эта история была рассказана не полностью. Кратко остановимся на важнейших упущенных сюжетных вехах.

1. Самое главное: девочка-вампирша Эли – вовсе не девочка. Она родилась мальчиком, которого назвали Элиас. Из романа мы узнаем, что Эли 220 лет. Действие разворачивается в 1981 году, следовательно он родился в 1761 году в Норрчепинге, в бедной семье. Маленьких детей из бедных семей периодически выводили в замок к господину. Господин был извращенцем и вампиром. Он кастрировал Элиаса, изнасиловал железным прутом и в довершение всего превратил в вампира. Эли раскрывает свою истинную сущность Оскару, но тот не отворачивается от него – любовь берет верх несмотря ни на что.

2. В фильмах существенно сокращена роль Хокана, спутника и помощника Эли. Он, пожалуй, самый отвратительный персонаж романа. Во-первых, он законченный педофил, хоть и мучимый угрызениями совести. После того, как он проваливает очередное убийство, обливает лицо кислотой, чтобы его не опознали, после того как его кусает Эли и выбрасывает по его же просьбе с десятого этажа больницы, он не погибает, а становится вампиром, у которого полностью умерло человеческое начало, а остались только животные и вновь приобретенные вампирские инстинкты. Дальше его долго и упорно пытаются убить, превращают просто в кусок мяса, но даже в конце романа мы не узнаем, умер он или нет.

3. В книге на примере Вирджинии, которую укусил(а) Эли, прописана сущность вампиризма, процесс превращения человека в вампира. В районе сердца у укушенного вырастает новый мозг, отвечающий за все вампирское. Этот новый мозг сосуществует со старым мозгом, провоцируя конфликт двух я. Если по Фрейду, то Оно обретает мощь Сверх-Я, и с ним с разной степенью успеха тягается Я. В случае Вирджинии Я побеждает, она просит открыть жалюзи в больнице днем и сгорает. В случае Хокана побеждает Оно, потому что Я разорвано в мясо.

4. В романе объясняется, почему Йонни попросил старшего брата разобраться с Оскаром в бассейне. Оскар попросту сжег в школе парту Йонни, в которой хранились самые дорогие его сердцу вещи, дающие память об отце. Оскар из отверженного и обиженного превращается в хладнокровного одиночку. Эли научил(а).

Что касается смыслов, затронутых в романе, то их лучше улавливает шведский фильм. Главное – это конечно любовь. Вторая ключевая тема – одиночество, как оно меняет человека, делает его сильнее, но потихоньку убивает в нем человеческое. Из темы одиночества выходит тема дружбы. Одна-единственная родственная душа может стать прочным фундаментом под ногами даже самого одинокого и отверженного. И, наконец, тема взросления. Эли живет 220 лет, обладает соответствующей мудростью, порой кажется, что внутри вечно юного изуродованного тела живет очень старый человек, но в то же время за все эти 220 лет он(а) так и не может стать окончательно взрослым (ой). Оскар – маленький маменькин сынок, поросеночек, который не может за себя постоять, живет фантазиями, читает комиксы про мишку Бамсе. Но за пару недель знакомства с Эли он становится таким же, как новый друг. С единственной разницей – он не вампир и не хочет им становиться. Наверное, есть в романе и социально-политические темы: иммигранты, бедность, пьянство, боязнь Советского Союза и т.д. Но они – лишь фон для раскрытия вечных тем.

Ну и конечно же важен стиль. Не знаю как на шведском, но на русском языке Линдквист напоминает Кинга, и это не делает его подражателем. Просто через удобную и привычную для многих форму, он доносит свое скандинавское содержание. Это полностью аутентичный роман, у которого очень много помощников из массовой культуры и из классики. Таков уж постмодернизм: рисуем свою картину чужими кистями и влюбляемся в нее. Я в эту историю влюбился. Влюбиться в историю значит ощущать ее послевкусие. День, неделю и так далее. Книга, как и фильм, может быть сколь угодно яркой и захватывающей, но если закрыв ее, ты думаешь о том, что надо бы сходить за хлебом, это не любовь. А если ты думаешь о произведении, о его героях так, что аж плакать хочется – это да, это внушает.

Навскидку, вот те книги, в которые я влюблялся:

- «Оно»

- «Темная башня» (вся серия с ответвлениями в виде «Талисмана», «Черного дома», «Низких людей в желтых плащах», «Бессонницы»)

- «Мастер и Маргарита»

- «Война и мир»

- «Обломов»

- «Трудно быть богом»

Наверняка многое забыл, на то она и влюбленность. А вы влюблялись не в людей?

скачать для ознакомления

OZON.ru - Книги | Впусти меня | Йон Айвиде Линдквист | Lat den ratte komma in | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-9985-0445-7OZON.ru - Книги | Впусти меня | Йон Айвиде Линдквист | Lat den ratte komma in | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-9985-0445-7
twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us
Комментариев: 2