Ярость демона

11 ноября 2019 г.Просмотров: 758RSS
Рубрики: Фильмы » ОбзорыМетки: , , ,
]]>
]]>

La rage du Démon, 2016

La rage du Démon, 2016

Таинственный фильм под названием "Ярость демона", создание которого молва приписывает Жоржу Мельесу, вызвал вспышку ярости среди зрителей конца XIX века. В наши дни случайно найденная копия была показана в Парижской Синематеке - и аудитория снова впала в буйство, а копия бесследно исчезла сразу после показа. Что за тайна стоит за "Яростью Демона"?

Режиссер: Фабьен Делаж

В ролях: Александр Ажа, Жан-Жак Бернард, Кристоф Ганс

Эта история - сюжет псевдодокументального фильма от режиссера, который, похоже, специализируется на псевдодокументальных фильмах, но сделанный так, что это не раздражало даже меня - хотя стилизации под документальное кино, пожалуй, один из самых нелюбимых мной жанров в истории кинематографа. Чаще всего это просто модный способ скрыть отсутствие у авторов фильма как воображения, так и бюджета. "Ярость демона" - не тот случай.

Во-первых, стилизация выполнена виртуозно: если показать фильм не сведущему в истории кино человеку, то он может вообще не заподозрить подвоха. Да и сведущий, если честно, на всякий случай полезет проверять упомянутые факты: лично я так и сделал, правда глубоко все-таки не копал.

По сути, перед нами предстает с десяток "приглашенных экспертов", начиная от достаточно известных французских режиссеров, вроде Кристофа Ганса и Александра Ажа и заканчивая, к примеру, современной представительницей семьи Мельеса. На фото мелькает даже Квентин Тарантино - как я понимаю, якобы в обнимку с кино-коллекционером, обнаружившим этот утерянный фильм. Этот собиратель назван крайне подозрительным именем Эдгар Аллен Уоллес и в интернете, похоже, упоминается только в связи с этим фильмом. Постепенно, из того, что они говорят, возникает история фильма и, попутно, версии ее интерпретации.

Сначала высказывается гипотеза, что это был фильм Мельеса, потом она подвергается сомнению и возникает другая версия: что фильм, на само деле, создан учеником Мельеса и сторонником оккультизма по имени Виктор Сикариус, чьи фильмы неоднократно вызывали скандал в ту эпоху. Постепенно перед нами возникает история этого вымышленного кинематографиста - и она достаточно интересна сама по себе, тем более, что играет на этаких лавкрафтовских нотках, а к концу фильма затворник из Провиденса и вовсе упоминается открытым текстом. По сути, наблюдать за тем, как возникает эта история и как она вписывается в канву реальных событий - и есть главное удовольствие при просмотре фильма. Нечто подобное испытываешь при чтении романов Кима Ньюмана из легендарной серии "Эра Дракулы" - хотя, разумеется, сам сюжет наводит на ум, скорее, "Сигаретные ожоги" маэстро Карпентера. Впрочем, сходство это преувеличивать не стоит: в данном случае о фильме и его зловещем воздействии только говорят - но на экране не показывают, хотя в эпоху мобильных телефонов подобные события почти наверняка оказались бы засняты хоть кем-то из присутствующих на показе. Отмечу только, что, по моему ощущению, это не упущение "Ярости демона", а осознанная стратегия его создателей.

Рассказывая о фильме, каждый показ которого вызывал побоища и кровопролитие в зале, комментаторы последовательно пытаются выдвигать разные версии: связь с оккультизмом и спиритизмом, чисто психологические интерпретации и даже химические - вдруг, например, с пленки выделялся какой-то газ, по воздействию аналогичный пресловутой спорынье в хлебе? Следить за этим тоже крайне интересно.

Будет ли "Ярость демона" интересна обычному зрителю - вопрос, признаю, открытый: не всем, в конце концов, интересно кино Мельеса - и, тем более, часовая "документальная" лента о подобном кино. Это типичное кино "для своих", причем его создатели явно любят стилистику и особенности кино времен Мельеса: там, где речь заходит о его судьбе, творчестве и воздействии на культуру в целом, послушать рассказчиков очень интересно даже без учета "мистической интриги". К примеру, мимоходом, но очень любопытно сопоставляется знаменитая сцена из "Путешествия на Луну" и его "римейка", сделанного Сегундо де Шомоном. В общем, получилась настоящая услада киномана - и, на мой взгляд, как дань уважение Жоржу Мельесу фильм заметно превосходит скучноватого "Хранителя времени", при всем уважении к Мартину Скорсезе.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us