Иисус Христос — суперзвезда 2000

16 апреля 2017 г.Просмотров: 2165RSS
Рубрики: Фильмы » ОбзорыМетки: ,
]]>
]]>

Jesus Christ Superstar. Millennium Version

Jesus Christ Superstar. Millennium Version

Вторая экранизация знаменитой рок-оперы, снятая в формате телеспектакля, но тоже привносящая краски современности в противостояние Христа и Иуды.

В ролях: Гленн Картер, Жером Прадон, Рени Касл, Фред Юхансон

Новая постановка, на этот раз - австралийская, правда с международным подбором актеров: француз Жером Прадон в роли Иуды, канадка Рени Касл в роли Марии Магдалены, швед Фред Юхансон в роли Пилата - и так далее. Неожиданно, но сходство с предыдущей версией исчерпывается, в основном, приметами современности в оформлении сценического действа и, пожалуй, легким сходством в трактовке Ирода. В остальном - различий все-таки больше: скажем, даже апостолы здесь выглядят, скорее, сборищем агрессивных панков, чем мирных хиппи. Есть явные намеки на уличные волнения - причем на исписанных граффити стенах чаще всего заметны французские надписи. Правда, здесь, как мне кажется, остановились на полпути: музыку не стали аранжировывать в более "грязном", панковском ключе - как мне показалась, даже оригинальная бродвейская версия звучала, временами, напористее.

Что касается постановки в целом: на мой взгляд, режиссер существенно сместил в ней фокус внимания на Иуду - он выглядит наиболее сложным и, пожалуй, даже обаятельным персонажем. Он с самого начала предостерегает Христа, говоря, что события выходят из под контроля. Обратите внимание на арию "Strange Thing Mystifying": как она сыграна актером - Иуда здесь откровенно саркастичен по отношению к Магдалине, чего в других трактовках этого эпизода я не замечал. Немаловажно и его поведение в сценах "Hosanna" и "Simon Zealotes": при первых признаках того, что толпа готова к насилию, что у людей наготове оружие - Иуда подчеркивает это, мимикой выражая "я же предупреждал". И таких деталей довольно много: внимание зрителей направляется на Иуду даже в тех сценах, которое непосредственно ему не посвящены. Обратите внимание, например, на его появление "I Don’t Know How to Love Him": под определенным углом зрения его поведение даже можно воспринять, как ревность, хотя увлекаться этой трактовкой все-таки не следует - на мой взгляд, она только ослабит трагедийный накал событий.

Первосвященники, пожалуй, удались: у Кайифы в этой версии голос ниже, чем даже в оригинале и те мгновения, когда он этим пользуется - получается поистине впечатляюще. Послушайте, например, самое начало This Jesus Must Die, первые слова Кайифы - голос буквально подавляет. К сожалению, мой любимый фрагмент арии, эмоциональный взрыв ("Дураки! Вы ничего не понимаете, ставки, по которым мы играем пугающе высоки...") в этом варианте несколько нивелировался. Интересно и чисто визуальное их воплощение: в начале "Кровавых денег", например, появление первосвященников явно напоминает появление сенобитов в "Восставших из ада".

Jesus Christ Superstar. Millennium Version

Еще один персонаж, который здесь получил потрясающе интересную трактовку - Пилат. Его первое появление - "Сон Пилата" - показывает его растерянным человеком, которого напугал зловещий сон, но едва мы видим его, как "лицо официальное" - образ меняется. Он похож, одновременно, на офицера СС и на доминанта в садо-мазохистских игрищах - впрочем, в самом этом совмещении, разумеется, ничего не обычного нет, интересно, скорее, то, как это работает в рамках самой постановки. Пилат здесь быстро теряет свой угрожающий лоск, его буквально зажимают в тиски - давят священники, напирает толпа, угрожая, в том числе, пожаловаться вышестоящему начальству, кесарю. Христос, своим пассивным сопротивлением, отказом принимать "правила игры" тоже не облегчает задачу. В результате Пилат, не смотря на свой облик доминанта, быстро становится подчиненным, его заставляют действовать определенным образом, не смотря на всю его агрессию и попытки сопротивляться.

На фоне настолько шикарного образа и актерской игры, Ирод смотрится довольно бледно. Да, его показали шоуменом в окружении кордебалета - но в первом фильме трактовка была схожей, да еще и выглядит, на мой вкус, более вызывающей даже в наши дни.

Любопытно решена и одна из самых известных сцен: "посмертная" ария Иуды - "Superstar". В вики встречается утверждение, что она стилизованна под пресс-конференцию, но это, как минимум, странное утверждение: сцена значительно больше напоминает какое-то талк-шоу, в котором Иуда - ведущий. При этом мотив захваченности событиями, потери контроля сохраняется: Иуда ведет себя саркастично и вызывающе, но время от времени актер словно дает этой маске соскользнуть, показывая страдания своего героя, который, тем не менее, ничего не может изменить или поправить.

Jesus Christ Superstar. Millennium Version

Интересно, кстати, что из киноверсии "одолжили" арию "Could We Start Again Please?" - и Мария Магдалина здесь эмоционально цепляет гораздо сильнее, чем в легендарной "I Don't Know How to Love Him" (как раз эта ария в фильме не особенно впечатляет). А вот добавочная ария первосвященников "Then We Are Decided", напротив, оказалась за бортом - видимо, потому, что и сами первосвященники в данной трактовке стали персонажами второплановыми. С другой стороны, апостолам повезло еще меньше - по сути, кто из них кто, на протяжении большей части фильма вообще не очень понятно. С другой стороны, им сделали крайне любопытную трактовку "The Last Supper" - "припев" этой арии, бравурные речи апостолов о том, что пора закусить и выпить и о том, как на пенсии они будут писать евангелия, в оригинальной версии звучал с одинаковой силой на всем протяжении композиции, словно они вообще пропустили мимо ушей все разборки Христа и Иуды. Здесь же апостолы словно отгораживаются этими словами от происходящего, в финале арии они повторяют то же самое, что и в начале, но голоса уже звучат напугано и растерянно.

В целом, новая версия получилась добротной, крайне любопытной и эмоционально захватывающей, хотя аранжировки временами мне показались спорными - в частности, и музыке, и голосам иногда не хватало напора, но это явно было частью авторского замысла. Посмотреть фильм, определенно, стоит, причем независимо от того, насколько хорошо вы знаете классические версии.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us