Говард Филлипс Лавкрафт - Усыпальница

20 января 2015 г.Просмотров: 1367RSS
Рубрики: Книги » ОбзорыМетки:
]]>
]]>

H. P. Lovecraft - The Tomb, 1922

Юноша, интересовавшийся историей своего рода, был буквально очарован обнаруженным им склепом предков. Вот только попасть туда и исследовать древние тайны было невозможно... Или, все-таки, нет?

Рассказ был написан Лавкрафтом в 1917 году, так что ему, без малого, сто лет. Причем опубликован он был еще позднее - в марте 1922 года, в самиздатовском журнале «The Vagrant». Потом он, разумеется, издавался и в журнале «Weird Tales» - куда же без него - в номере за январь 1926 года, на соседних страницах с Эдгаром По и Вальтером Скоттом

Рассказ, по традиции, обвиняют в влиянии Эдгара По на молодого автора. Лично я особого сходства не заметил, но мне сложно судить, я к творчеству американского классика равнодушен. 

Интересно и то, что "Усыпальница" - первое произведение Лавкрафта, после перерыва с 1908 года. Молодой автор не писал несколько лет, считая, что его литературная техника пока еще слаба. Но, замеченное на кладбище надгробие XVIII века, эпохи, которой Лавкрафт весьма интересовался, стало толчком к размышлениям: "а почему, собственно, с обитателем той эпохи нельзя поговорить, выспросить подробности". 

Для поклонника Лавкрафта, которому интересно развитие любимого мастера, будет несложно уловить мотивы, которые отзовутся в его зрелом творчестве - в частности, в знаменитой "Истории Чарльза Декстера Варда". Это и контакт с душами людей другой эпохи и знания, недоступные даже профессиональным историкам, которые герой получает из-за этих контактов. Но стоит отметить, что, при этом, "плотность" контакта пока слабее: души предков не вселяются в тело потомка, не подменяют его собой, как это будет позднее. Более того, сам этот контакт с умершими представляется менее зловещим и разрушительным. 

Правда, в отличие от "Истории Чарльза..." нам так и понятно, что, в конечном итоге, там произошло: душа героя переселилась в прошлое, его предок заменил собой душу потомка? Происходило все это в реальности или в воображении? Или в некоем "духовном плане"? Рассказ, в отличие от более поздних произведений, не дает оснований для какой-то одной интерпретации - тем более что, не будем об этом забывать - сам рассказчик находиться в сумасшедшем доме.

В целом - довольно крепкое, любопытное произведение, хотя и уступающее его зрелому творчеству. Не зря и сам Лавкрафт, кажется, тепло относился к этому рассказу и в дальнейшем, хотя многие ранние произведения недолюбливал. 

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us