Говард Филлипс Лавкрафт - Улица

30 ноября 2016 г.Просмотров: 411RSS 2
Рубрики: Книги » ОбзорыМетки:
]]>
]]>

H. P. Lovecraft - The Street, 1920

H. P. Lovecraft - The Street, 1920

Одна улица - самая обычная, в обычном городе. Но сколько всего ей пришлось повидать, пока поколения людей - и очень разных людей - сменяли друг друга. Не обладает ли она, после всего пережитого, собственной душой?

Наверное, это один из самых неприятных для неподготовленного читателя рассказов Лавкрафта, но, в то же время, и один из самых любопытных, показывающих саму механику его прозы.

Технически говоря, это своего рода стихотворение в прозе, иногда неплохо звучащее, хотя и не самое совершенное в творчестве ГФЛ: Джоши относит "Улицу" к числу произведений, на которые повлиял лорд Дансени.

При этом, в самом произведении есть две четко ощутимые "струи": лирическое начало, которое пробуждается каждый раз, когда Лавкрафт пишет о самой улице - не уточняя города и других деталей, это просто собирательный образ улицы в Новой Англии, столь любимой писателем и самих обитателей Новой Англии - пока речь идет о wasp, разумеется. Белых, англосаксах, протестантах.

Потому что как только речь заходит о приезжих, представителях другой расы - тон рассказа явно меняется, становясь едва ли не публицистичным. Эта часть рассказа - расистский памфлет, исполненный омерзения и ужаса. Мишель Уэльбек в своей книге о Лавкрафте отмечал, что тому случалось пожить среди эмигрантов не самого лучшего разбора - и этот опыт произвел на ГФЛ крайне тягостное впечатление. Читая этот рассказ сложно не вспомнить подобные утверждения Уэльбека. Для отечественного читателя будет любопытно отметить явные выпады против русских вообще и большевиков в частности: Лавкрафт практически открытым текстом заявляет, что среди приехавших в его дивную Новую Англию были русские террористы, которые задумали уничтожить Америку и американский образ жизни.

В этом смысле показателен финал рассказа: прогремел взрыв, на всей улице осталась только пара руин и ничего живого. Лавкрафт намекает, что это сама Улица расправилась с теми, кто "осквернил" ее, но есть, разумеется, и возможность, что упомянутые им террористы просто ошиблись - и взорвались на собственной бомбе.

Прежде чем возмущаться дремучестью Лавкрафта и с негодованием отвергать заблуждения замечательного, во всех прочих отношениях, писателя, вспомним, что в те времена, и даже в более поздние, расизм был вполне нормальным явлением. Пример, несколько надоевший, но не стоит забывать - описание орков у Толкина было подозрительно похожим на азиатов. И еще кое-какие любопытные биографические подробности: "источником вдохновения" Лавкрафта, как он сам утверждал в письме, была забастовка бостонской полиции в 1919 году - и писатель посчитал, что без привычных мундиров город выглядит мрачно. К тому же, теракты в те годы действительно случались.

Одним словом, Лавкрафт, и без того склонный идеализировать прошлое и не доверять прогрессу, почувствовал угрозу своему уютному мирку и традиционному укладу жизни - и был охвачен ужасом без ордами непохожих на него варваров, заполонивших любимые пейзажи.

А теперь проведите мысленный эксперимент: перечитайте рассказ и каждый раз, кода ГФЛ описывает, какой ужас и омерзение вызывают у него иностранцы - представляйте, что речь идет о Глубоководных и прочих порождениях его фантазии. И тогда вы поймете, в чем главная и самая интересная особенность "Улицы": у этой прозы - абсолютно тот же "движок", что и у любого из его прославленных хорроров. Те же самые ощущения и приемы, едва ли не те же самые речевые обороты - что и делает "Улицу" особенно интересным чтением и бельмом на глазу для "утонченных" поклонников автора. Но, тем не менее, если говорить о чисто художественных достоинствах, то в список обязательных для прочтения произведений писателя я бы этот рассказ не вносил.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us
Комментариев: 2
    
    • Комментариев: 2

    • Вконтакте

    • Facebook

    •  Руслан | 5 декабря 2016 в 08:29:54

      Мне этот рассказ показался самым честным из всего, что создавал Лавкрафт. Потому что здесь он не прячет свои идеи за древним символизмом о дегенеративных расах, похищающих женщин, и о грядущем пробуждении или вторжении инопланетных богоподобных тварей. Автор просто рассказывает о своих страхах: что мир меняется, становясь для него чужим.

      Что эмигранты, которые в его представлении от монстров мало отличаются, наводнили общество. Что плетутся зловещие заговоры и старый уклад рухнет. Что он сам, не знающий, как с этим справиться уповает на мир, потому что иного противодействия всему этому не видит. То ли улица сама подорвет чужаков, то ли звезды станут неверно, погружая Рлайх обратно в недра океана - но человеку ничего нельзя изменить в потере своей идентичности и прошлого.

      И мне кажется, что в этом рассказе Лавкрафт нашел верную ноту. Он не дразнит достаточно бессмысленными намеками "ах, не могу описать, это немыслимо и ужасно", а просто говорит о том, что его волнует.

      Это не рассказ в том смысле, что здесь нет четкого сюжета, ведущегося последовательно повествования. Сам по себе он вообще может показаться не более чем эскизом, зарисовкой, которая не достойна внимания. Но лично мне показалось, что если бы Лавкрафт решил честно изложить, что лично его толкает придумывать все свои кошмары, лучше бы, чем вот эта достаточно банальная история, ему бы не удалось сказать.

      Иными словами: не рассказ, а скорее кусочек исповеди автора.

      •  vxga | 5 декабря 2016 в 11:10:04

        Да, согласен, его самая искренняя, наверное, вещь - тем больше меня бесят попытки замазать и приглушить ее содержание в угоду политкорректности. Давайте еще у Киплинга "Бремя белых" удалим из всех изданий, например. Что, разумеется, не значит, что я разделяю его убеждения: но Лавкрафт - не хороший, в целом, писатель, который прискорбно заблуждался. Лавкрафт - писатель, расизм которого был основной базой его творчества.

        Единственно что - не уверен, что согласен с вашим определением "прячет идеи за древним символизмом" - я пока не уверен, насколько это был осознанный символизм, а насколько - подсознательное отражение личных страхов, выраженное в художественной форме. То есть, для меня очевидно, что страх перед иностранцами и террористами в "Улице" и страх перед Великими Древними или глубоководными - одна и та же эмоция, по разному выраженная. Но я не уверен, насколько это было очевидно для самого Лавкрафта. Тут надо будет повнимательнее его письма почитать, чем я и займусь позднее.

    Оставьте комментарий!

    grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

    Комментарий будет опубликован после проверки

    Имя и сайт используются только при регистрации

    (обязательно)