Говард Филлипс Лавкрафт - Музыка Эриха Цанна

30 августа 2018 г.Просмотров: 148RSS Обсудить
Рубрики: Книги » ОбзорыМетки:
]]>
]]>

H. P. Lovecraft - The Music of Erich Zann, 1922

H. P. Lovecraft - The Music of Erich Zann

Молодого человека беспокоят мелодии, которые его немой сосед-музыкант наигрывает по ночам. Сведя знакомство со странным соседом, юноша понимает, что его сосед - гений, но, похоже, сам боится этих мелодий.

Довольно странный случай: многие говорят, что это едва ли не лучшее произведение ГФЛ - и, определенно, одно из самых известных. Но, с другой стороны, тот же де Камп, говоря о рассказе, ограничился пересказов его фабулы и краткой историей о журналисте, который спросил мэтра:

- Как вам удалось так хорошо передать атмосферу Парижа?

- Я был там, - ответил, якобы, писатель - с По, во сне.

Впрочем, Джоши вообще сомневается в этой истории, но зато упоминает еще пару интересных деталей. К примеру, он высказывает предположение, что название улицы д'Осейль - каламбур с французским словом "на пороге" - что, разумеется, вполне вписывается в рассказ.

Само произведение, тем не менее, вызывающе двусмысленное даже для Лавкрафта: некоторая недосказанность всегда была характерна для его творчества, но здесь ответов не дается прямо-таки демонстративно. Не зря читатели понимают этот рассказ, зачастую, прямо противоположным образом - хотя лично мне, кстати, подоплека событий всегда казалось достаточно ясной. Далее буду сильные спойлеры.

У Лавкрафта есть излюбленная структура построения рассказов. В начале дается намек на грядущие события, призванный создать интригу - это элемент частый, но не обязательный, в данном случае, он присутствует. Потом начинается основная часть рассказа, которая нагнетает загадочность и атмосферу - вплоть до кульминации, когда герой, наконец, сталкивается с чем-то ужасным. Именно на такой кульминации и обрываются, зачастую, лучшие рассказы ГФЛ. Но в данном случае это не так: после кульминации нас ждет концовка, с очень странной атмосферой. Она явно закольцована со вступительной частью, перекликается с ней и, с одной стороны, рассказчик выражает облегчение от того, что старый дом найти невозможно, а загадка канула в небытие. Но с другой - мне всегда чудилась тайная грусть в этих пассажах - этакое сожаление о покинувшей мир магии, пусть и очень опасной. Вот в этом, как мне кажется, одна из самых необычных черт рассказа.

Что касается загадочности происходящих в нем событий: на самом деле, в рассказе действительно есть загадка, но она не там, где кажется большинству рецензентов. Как говорится, следим за руками. Итак, некий старик играет некие странные мелодии, которых, похоже, и сам боится. Играет он их перед окном, за которым - портал в какую-то другую реальность. Некоторые читатели сочли, что своей музыкой он призывает кого-то с той стороны, но я нахожу это несколько странным. На мой взгляд, Эрих Цанн не похож на типичного антигероя Лавкрафта: хотя бы потому, что явно боится сил, с которыми имеет дело. Сколько раз я не читал рассказ, на протяжении многих лет, у меня возникало прямо противоположное ощущение: старик пытается сдержать нечто, рвущееся с той стороны и, в конце концов, в кульминации рассказа, ему это не удается.

Но, если придерживаться такой интерпретации, то возникает другой парадокс: если Цанна таки сломили, то почему то, что он пытался сдерживать, все же не прорвалось в наш мир? Тут возникает забавная версия, что нечто с той стороны и не особо пыталось, скорее, просто дурачась со старым скрипачом, но, как мне кажется, для произведений Лавкрафта это было бы натяжкой.

Если помните, в рассказе Цанн писал подробные объяснения того, что происходит, но по ходу событий эти записи исчезли до того, как рассказчик прочел их. Никакой более-менее четкой привязки к мифологии Лафкрафта здесь нет, но можно предположить, что скрипач имел дело с Азагтотом, так как среди Древних, кажется, только он связан с музыкой.

Влияние рассказа на культуру в целом довольно заметно даже по меркам ГФЛ. Есть рассказ-сиквел, штуки три экранизаций, куча музыкантов, так или иначе им вдохновлялись. Правда, из всей этой музыки я слышал только концептуальный альбом Mekong Delta, но счел его претенциозной и скучной чепухой.

Сам рассказ, как уже говорилось я очень люблю, но при последнем чтении с переводами сравнивать не стал.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us

  • Комментариев: 0

  • Вконтакте

  • Facebook

    Оставьте комментарий!

    grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

    Имя и сайт используются только при регистрации

    (обязательно)