Говард Филлипс Лавкрафт - Другие Боги

21 июля 2018 г.Просмотров: 304RSS Обсудить
Рубрики: Книги » ОбзорыМетки:
]]>
]]>

H. P. Lovecraft - The Other Gods, 1933

H. P. Lovecraft - The Other Gods, 1933

Боги ушли из мира, поднялись на самые высокие горы. Но мудрец и молодой священник решают подняться на эти пики, в ночь, когда на них будут праздновать боги....

Сравнительно короткий рассказ мэтра, который был написан 14 августа 1921 года, но впервые опубликован только в 1933 году, в журнале The Fantasy Fan, самиздатовском, но крайне повлиявшем на американскую фантастическую литературу. В 1938 году до него добрались и Wierd Tales, неизменный оплот Лавкрафта.

Почему этот рассказ так долго ждал публикации - но, насколько я помню, при первом чтении, много лет назад, он произвел на меня огромное впечатление. Было это в начале 90-х, еще в первом русском собрании сочинений Лавкрафта, с картинами Вальехо на обложках. Перечитав сейчас уже в оригинале - был впечатлен несколько меньше, хотя его обаяние все-таки чувствуется.

Ст. Джоши в своей монографии говорит, что это последний откровенно дансенианский рассказ мэтра - и, да, влияние здесь ощутимо: по сути, это снова стихотворение в прозе, сюжет которого можно уложить в пару предложений - причем он будет выглядеть дурным анекдотом. Рассказ Лавкрафта, тем не менее, смешным не кажется.

При желании, здесь можно углядеть метафору поэта, творца - он возвышается на толпой, обычным человеком, он бросает вызов богам и... терпит сокрушительное поражение. Я бы, честно сказать, все же не стал расценивать "Других богов" именно так. Для "мотивов Икара" на мой взгляд, здесь не хватает едва ли не главного компонента: показа реакции нашего мудреца на свое положение. Да, он ужаснулся своему открытию и попытался предостеречь спутника - но пожалел ли о своих действиях? Или посчитал, что сам момент бросания вызова богам стоит последующего "падения в небо"? На мой взгляд, в мифе об Икаре, в любой его вариации, это самое важное.

Что касается непосредственно рассказа, на мой взгляд, он интересен двумя деталями. Во-первых, по сути, Лавкрафт эксплуатирует здесь свою излюбленную схему - ту самую, которая перейдет потом в бесчисленное количество хорроров, особенно в кино. В самом простом виде сюжет сводим к формуле: "Люди бросили вызов неведомому, сунулись туда, куда заведомо не стоило - и получили больше, чем им бы хотелось". В каком-то смысле, любой герой ужастика, сующийся в темный подвал, где сидит чудовище, воссоздает эту же ситуацию.

Как отмечалось всеми, даже самыми досужими читателями Лавкрафта, в этом рассказе масса имен и географических названий, которые уже упоминались в его произведениях или будут упомянуты потом: Пнакотические рукописи, впервые упомянутые в "Полярной звезде", страна Ломар, оттуда же. Здесь же возникает Кадат, который станет "заглавным героем" отдельного произведения. Словом, здесь начинает окончательно формироваться та система перекрестных отсылок и намеков, из которой, со временем, и вырастут знаменитые Мифы Ктулху.

Интересное и другое, кажется, исследователями вообще не особо отмеченное. Итак, герой рассказа идет на встречу к богам, не уточняя, насколько я понимаю, к каким именно. В финале он говорит, что увидел "других богов" - судя по всему, враждебных и тем богам, которых он искал, и людям тем более. Но дело в том, что в мифологии ГФЛ известно, как я понимаю, есть Древние Боги и некие Старшие Боги. Первые из них, к которым относят, например, Ктулху, относятся к человеку однозначно враждебно, но, к счастью, они пленены, хотя и пытаются вырваться из заточения. По некоторым представлениям удерживают их там некие Старшие Боги - эти человеку, кажется, не враждебны, а скорее просто равнодушны - что, разумеется, не означает, что они не могут нанести ему ущерб. Опять-таки, по некоторым представлениям, в них входили, например, Йог-Сотот и Ньярлатхотеп. При этом, стоит учитывать, что Лавкрафт - не Толкин, у него не было подробной, более-менее проработанной мифологии и все это - не более, чем предположения, подтвердит которые невозможно. В конце концов, даже точное произношение имени Ктулху неизвестно - возможно, ко благу всего человечества. Тем не менее: при чтении рассказа мне всегда казалось, что главный герой шел на встречу со Старшими Богами, а угодил к Великим Древним. Как бы то ни было, сам этот круг мифов еще только начинал формироваться в сознании писателя - и этот рассказ важен, хотя бы, как один из первых "кирпичиков" будущего здания.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us

  • Комментариев: 0

  • Вконтакте

  • Facebook

    Оставьте комментарий!

    grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

    Имя и сайт используются только при регистрации

    (обязательно)